Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

 

            ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

              _ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ

                   _В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ

                      _ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА

               Выполнил: студент I курса ПМиК

                  Зиналь М.В.  (12 группа)

                 Проверил: Бельчевичин С.П.

                      г. Тверь, 1997.

.

                           - 2 -

                    О Г Л А В Л Е Н И Е

      Введение.............................     3 стр.

      Локальность культур и идея прогресса.     4 стр.

      Развитие культур.....................     8 стр.

      Заключение...........................    12 стр.

      Список использованной литературы.....    13 стр.

.

                           - 3 -

                      В В Е Д Е Н И Е

     Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат  Ев-

ропы"  открывается словами:  "В этой книге будет сделана по-

пытка определить историческое будущее".  Действительно,  не-

мецкий  теоретик создает свой метод исследования истории,  в

рамках которого рассматривает ряд культурных формаций  древ-

ности, и на основе проводимых им параллелей с современностью

пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к

своему  творению  Шпенглер  говорит о важности использования

аналогий,  замечая при этом,  что "Техники сравнения еще  не

существует",  и утверждает,  что "здесь-то и скрыт корень...

из которого только и может последовать широкое решение проб-

лемы истории".

     Но книга не исчерпывается попыткой переосмысления прош-

лого.  В "Закате Европы" сформулирована оригинальная культу-

рофилософская концепция автора, о которой до сих пор ведутся

теоретические споры.  Базовыми понятиями для этой  концепции

являются  культура и цивилизация,  которые немецкий теоретик

понимает нетрадиционно,  вкладывая в эти  два  слова  особый

смысл.  Нельзя  понять выдвигаемые Шпенглером положения,  не

разобравшись в используемых им терминах.  Стоит прислушаться

к мнению Г.М.Тавризян,  считающей,  что "Историко-культурная

концепция Шпенглера строится на  сопоставлениях, соотнесении

и, большей частью, антиномичном противопоставлении <<культу-

ры>> и <<цивилизации>>" [2].

     В то же время справедливая критика традиционных теорий,

исследование современной социокультурной  ситуации,  попытка

проанализировать  истоки  культурного  кризиса делают "Закат

Европы" чрезвычайно актуальным.

     Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа-

да оспариваются многими исследователями его творчества;  его

критикуют  за чрезмерный пессимизм и недостаток фактического

материала,  но вместе с тем никто не сомневается в  ценности

нового  взгляда на мир и историю,  данного немецким мыслите-

лем.

     Чтобы определить,  какой  смысл О.Шпенглер вкладывает в


                           - 4 -

термины "культура" и "цивилизация", увидеть взаимосвязь меж-

ду этими понятиями, необходимо выявить  их  место в его кон-

цепции. Хотя автор "Заката Европы" не был первым, кто проти-

вопоставил культуру цивилизации,  его  взгляд на этот вопрос

оригинален и необычен.  Этот реферат посвящен выявлению осо-

бенностей использования О.Шпенглером двух названных терминов

в рамках его культурофилософской теории.

            ЛОКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР И ИДЕЯ ПРОГРЕССА

     Важнейшая задача,  которую  ставит перед собой О.Шпенг-

лер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого исто-

рия  трактовалась достаточно продолжительное время и нередко

трактуется до сих пор. Как и Ницше, Шпенглер отказывается от

"...  концепции единого <<всемирного>> исторического процес-

са,  единой линии эволюции человечества,  как проходящего...

последовательные  этапы  развития,  оказывающегося  при всех

отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступатель-

ным движением, которое... мы определяем как прогресс" [2].

     Европоцентристская точка  зрения  приводит к тому,  что

"любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как

находящаяся на низшей ступени,  незавершенная, тем самым как

бы завещавшая нам продолжение начатого..." [2]. Прогрессист-

ская  схема "Древний мир - Средние века - Новое время" уста-

навливает, по мнению Шпенглера, " чисто внешнее начало и ко-

нец  там,  где  в более глубоком смысле нельзя говорить ни о

начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы яв-

ляются покоящимся полюсом..., вокруг которого скромно враща-

ются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные  культу-

ры" [1].

     Сторонники линейно-прогрессистских  воззрений  полагают

человечество единым,  а европейское общество наиболее важной

его частью. При этом они находят возможность

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»