←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
ТВЕРСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
_ВЗАИМОСВЯЗЬ КУЛЬТУРЫ И ЦИВИЛИЗАЦИИ
_В ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ
_ОСВАЛЬДА ШПЕНГЛЕРА
Выполнил: студент I курса ПМиК
Зиналь М.В. (12 группа)
Проверил: Бельчевичин С.П.
г. Тверь, 1997.
.
- 2 -
О Г Л А В Л Е Н И Е
Введение............................. 3 стр.
Локальность культур и идея прогресса. 4 стр.
Развитие культур..................... 8 стр.
Заключение........................... 12 стр.
Список использованной литературы..... 13 стр.
.
- 3 -
В В Е Д Е Н И Е
Одна из крупнейших работ Освальда Шпенглера "Закат Ев-
ропы" открывается словами: "В этой книге будет сделана по-
пытка определить историческое будущее". Действительно, не-
мецкий теоретик создает свой метод исследования истории, в
рамках которого рассматривает ряд культурных формаций древ-
ности, и на основе проводимых им параллелей с современностью
пытается определить судьбу Запада. Не случайно во введении к
своему творению Шпенглер говорит о важности использования
аналогий, замечая при этом, что "Техники сравнения еще не
существует", и утверждает, что "здесь-то и скрыт корень...
из которого только и может последовать широкое решение проб-
лемы истории".
Но книга не исчерпывается попыткой переосмысления прош-
лого. В "Закате Европы" сформулирована оригинальная культу-
рофилософская концепция автора, о которой до сих пор ведутся
теоретические споры. Базовыми понятиями для этой концепции
являются культура и цивилизация, которые немецкий теоретик
понимает нетрадиционно, вкладывая в эти два слова особый
смысл. Нельзя понять выдвигаемые Шпенглером положения, не
разобравшись в используемых им терминах. Стоит прислушаться
к мнению Г.М.Тавризян, считающей, что "Историко-культурная
концепция Шпенглера строится на сопоставлениях, соотнесении
и, большей частью, антиномичном противопоставлении <<культу-
ры>> и <<цивилизации>>" [2].
В то же время справедливая критика традиционных теорий,
исследование современной социокультурной ситуации, попытка
проанализировать истоки культурного кризиса делают "Закат
Европы" чрезвычайно актуальным.
Сделанные О.Шпенглером выводы о неизбежной гибели Запа-
да оспариваются многими исследователями его творчества; его
критикуют за чрезмерный пессимизм и недостаток фактического
материала, но вместе с тем никто не сомневается в ценности
нового взгляда на мир и историю, данного немецким мыслите-
лем.
Чтобы определить, какой смысл О.Шпенглер вкладывает в
- 4 -
термины "культура" и "цивилизация", увидеть взаимосвязь меж-
ду этими понятиями, необходимо выявить их место в его кон-
цепции. Хотя автор "Заката Европы" не был первым, кто проти-
вопоставил культуру цивилизации, его взгляд на этот вопрос
оригинален и необычен. Этот реферат посвящен выявлению осо-
бенностей использования О.Шпенглером двух названных терминов
в рамках его культурофилософской теории.
ЛОКАЛЬНОСТЬ КУЛЬТУР И ИДЕЯ ПРОГРЕССА
Важнейшая задача, которую ставит перед собой О.Шпенг-
лер, - развенчание европоцентризма, с позиций которого исто-
рия трактовалась достаточно продолжительное время и нередко
трактуется до сих пор. Как и Ницше, Шпенглер отказывается от
"... концепции единого <<всемирного>> исторического процес-
са, единой линии эволюции человечества, как проходящего...
последовательные этапы развития, оказывающегося при всех
отклонениях, периодах застоя или упадка в целом поступатель-
ным движением, которое... мы определяем как прогресс" [2].
Европоцентристская точка зрения приводит к тому, что
"любая из культур, предшествовавших нашей, расценивается как
находящаяся на низшей ступени, незавершенная, тем самым как
бы завещавшая нам продолжение начатого..." [2]. Прогрессист-
ская схема "Древний мир - Средние века - Новое время" уста-
навливает, по мнению Шпенглера, " чисто внешнее начало и ко-
нец там, где в более глубоком смысле нельзя говорить ни о
начале, ни о конце. По этой схеме страны Западной Европы яв-
ляются покоящимся полюсом..., вокруг которого скромно враща-
ются мощные тысячелетия прошлого и далекие огромные культу-
ры" [1].
Сторонники линейно-прогрессистских воззрений полагают
человечество единым, а европейское общество наиболее важной
его частью. При этом они находят возможность
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|