←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
центризма не мешает ему разделять некоторые из весьма спор-
ных положений, напрямую связанных с оспариваемыми утвержде-
ниями. В частности, он полагает что европейская культура в
настоящее время - единственная на Земле; используя метод
аналогий, он нередко применяет к формациям совершенно иного
плана, чем европейская, чуждые им понятия; при этом он ули-
чает других историков в той же ошибке! Рассмотрение им за-
вершающего этапа античной, арабской, египетской культур ве-
дется по единому плану; все сводится к единой, конечной це-
ли: показать Европе ее судьбу.
Здесь обнаруживается еще один важный аспект мировоззре-
ния Шпенглера, который вызывает активный протест большинства
исследователей его творчества. Коль скоро культуры - живые
организмы, то закономерно предположить, что срок их сущест-
вования ограничен определенными сроками. "О каждом отдельном
организме мы знаем, что темп, образ и продолжительность его
жизни... ... является чем-то определенным..., но по отноше-
нию к человечеству в смысле будущего царит безграничный три-
виальный оптимизм... Здесь находят место для безграничных
возможностей - но никогда для естественного конца...". Никто
до Шпенглера не заявлял с такой определенностью: "Живые
культуры умирают!" Для него неопровержимым фактом является
то, что "Всякая культура переживает возрасты отдельного че-
ловека".
D следующем разделе данного реферата будет сделана по-
- 8 -
пытка раскрыть те формы, в которых, по мнению германского
мыслителя, происходит переход культуры от одной стадии к
другой, от рождения через детство, юность, зрелость и ста-
рость к гибели.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР
Здесь мы подходим к рассмотрению внутреннего содержания
понятия цивилизации - второго из рассматриваемых в этой ра-
боте. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по
значению к "культуре" (в понимании О.Шпенглера), но автор
"Заката Европы" подразумевает под этим термином нечто дру-
гое. Как ни парадоксально это звучит, в определенном смысле
Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию, и назва-
ние "теория локальных цивилизаций" применительно к нему сле-
дует преобразовать в "теорию локальных культур".
Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но
Шпенглер нетрадиционно подошел к этому вопросу, гармонически
объединив терминологию со своей концепцией. Немецкий теоре-
тик под цивилизацией понимает итог, завершение и исход вся-
кой культуры. "Цивилизация - это те самые крайние и искусс-
твенные состояния, осуществить которые способен высший вид
людей". О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культу-
ру, реализовавшую свои цели, подошедшую к концу своего су-
ществования.
Припомнив, что германский философ старался создать об-
щий метод исследования мировой истории, который позволил бы
спрогнозировать будущее Запада, мы сможем прийти к выводу,
что такое толкование цивилизации вызвано современной социо-
культурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что "Тема
общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих и
наиболее устойчивых в философско-исторической литературе на-
шего столетия" [2], и О.Шпенглера не миновала эта тенденция.
Рим для него - классическая цивилизационная модель, заверше-
ние античной культуры, и на этом примере философ показывает
Европе ее судьбу. По его мнению, стадия завершения всех
культур протекает аналогично, и это утверждение нередко на-
зывают одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если приме-
- 9 -
нительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хо-
тя и значительно искаженный) смысл, то словосочетание "еги-
петский империализм" вызывает у большинства историков усмеш-
ку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой
частью цивилизационной стадии всех рассматриваемых им форма-
ций.
Идея завершаемости, гибели непосредственно вытекает из
убежденности Шпенглера в неизбежности прохождения каждой
культурой определенных стадий развития. "Неминуемость,- и
закономерное наступление, чередование этих стадий,- делает
периоды развития всех культур абсолютно тождественными, дли-
тельность фаз и срок существования самой культуры - отмерен-
ными, нерушимыми". [2].
Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель
культур ? Зарождение культур, говорит он, происходит в тот
момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детс-
кого человечества пробуждается и выделяется великая душа,
некий образ из безобразного..." [1].
Гибель культуры происходит после того, как "эта душа
осуществит полную сумму своих возможностей в виде народов,
языков, вероучений, искусств,... и, таким образом, вновь
возвратится в первичную душевную стихию". "Когда цель дос-
тигнута и идея, т.е. все изобилие внутренних возможностей,
завершена и осуществлена во внешнем, тогда культура вдруг
застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламы-
ваются - она становится цивилизацией" [1].
Ранний период существования культуры - время поисков
средств выражения; время определения, формулировки идей.
"Чем более приближается культура к зрелости, тем более му-
жественным, резким, властным, насыщенным становится ее окон-
чательно утвердившийся язык форм,... тем яснее становятся ее
черты." Наконец, завершив все, что можно было сделать, "ус-
талая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стре-
мится ... из тысячелетнего света обратно в потемки перводу-
шевной мистики...".
Говоря
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|