Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Взаимосвязь культуры и цивилизации в философской концепции Освальда Шпенглера

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

центризма не мешает ему разделять некоторые из весьма  спор-

ных положений,  напрямую связанных с оспариваемыми утвержде-

ниями.  В частности,  он полагает что европейская культура в

настоящее  время  -  единственная на Земле;  используя метод

аналогий,  он нередко применяет к формациям совершенно иного

плана,  чем европейская, чуждые им понятия; при этом он ули-

чает других историков в той же ошибке!  Рассмотрение им  за-

вершающего этапа античной,  арабской, египетской культур ве-

дется по единому плану;  все сводится к единой, конечной це-

ли: показать Европе ее судьбу.

     Здесь обнаруживается еще один важный аспект мировоззре-

ния Шпенглера, который вызывает активный протест большинства

исследователей его творчества.  Коль скоро культуры -  живые

организмы,  то закономерно предположить, что срок их сущест-

вования ограничен определенными сроками. "О каждом отдельном

организме мы знаем,  что темп, образ и продолжительность его

жизни...  ... является чем-то определенным..., но по отноше-

нию к человечеству в смысле будущего царит безграничный три-

виальный оптимизм...  Здесь находят место  для  безграничных

возможностей - но никогда для естественного конца...". Никто

до Шпенглера не  заявлял  с  такой  определенностью:  "Живые

культуры  умирают!"  Для него неопровержимым фактом является

то,  что "Всякая культура переживает возрасты отдельного че-

ловека".

     D следующем разделе данного реферата будет сделана  по-


                           - 8 -

пытка раскрыть  те формы,  в которых,  по мнению германского

мыслителя, происходит переход культуры  от  одной  стадии  к

другой, от рождения через детство,  юность,  зрелость и ста-

рость к гибели.

                      РАЗВИТИЕ КУЛЬТУР

     Здесь мы подходим к рассмотрению внутреннего содержания

понятия цивилизации - второго из рассматриваемых в этой  ра-

боте. В общепринятом понимании слово "цивилизация" близко по

значению к "культуре" (в понимании  О.Шпенглера),  но  автор

"Заката  Европы"  подразумевает под этим термином нечто дру-

гое.  Как ни парадоксально это звучит, в определенном смысле

Шпенглер противопоставляет культуру и цивилизацию,  и назва-

ние "теория локальных цивилизаций" применительно к нему сле-

дует преобразовать в "теорию локальных культур".

     Сама идея разделения культуры и цивилизации не нова, но

Шпенглер нетрадиционно подошел к этому вопросу, гармонически

объединив терминологию со своей концепцией.  Немецкий теоре-

тик под цивилизацией понимает итог,  завершение и исход вся-

кой культуры.  "Цивилизация - это те самые крайние и искусс-

твенные состояния,  осуществить  которые способен высший вид

людей".  О.Шпенглер называл цивилизацией одряхлевшую культу-

ру,  реализовавшую свои цели,  подошедшую к концу своего су-

ществования.

     Припомнив, что  германский философ старался создать об-

щий метод исследования мировой истории,  который позволил бы

спрогнозировать  будущее Запада,  мы сможем прийти к выводу,

что такое толкование цивилизации вызвано современной  социо-

культурной ситуацией. Ряд исследователей отмечает, что "Тема

общего кризиса западной культуры - одна из главенствующих  и

наиболее устойчивых в философско-исторической литературе на-

шего столетия" [2], и О.Шпенглера не миновала эта тенденция.

Рим для него - классическая цивилизационная модель, заверше-

ние античной культуры,  и на этом примере философ показывает

Европе  ее  судьбу.  По  его мнению,  стадия завершения всех

культур протекает аналогично,  и это утверждение нередко на-

зывают одной из ошибок Шпенглера. Действительно, если приме-


                           - 9 -

нительно к Риму понятие империализма еще имеет какой-то (хо-

тя и значительно искаженный) смысл,  то словосочетание "еги-

петский империализм" вызывает у большинства историков усмеш-

ку. Вместе с тем, Шпенглер полагает империализм неотъемлемой

частью цивилизационной стадии всех рассматриваемых им форма-

ций.

     Идея завершаемости,  гибели непосредственно вытекает из

убежденности Шпенглера  в  неизбежности  прохождения  каждой

культурой  определенных  стадий развития.  "Неминуемость,- и

закономерное наступление,  чередование этих стадий,-  делает

периоды развития всех культур абсолютно тождественными, дли-

тельность фаз и срок существования самой культуры - отмерен-

ными, нерушимыми". [2].

     Как же рисует Шпенглер возникновение, эволюцию и гибель

культур ?  Зарождение культур,  говорит он, происходит в тот

момент, когда "из первобытно-душевного состояния вечно детс-

кого  человечества  пробуждается  и выделяется великая душа,

некий образ из безобразного..." [1].

     Гибель культуры  происходит  после того,  как "эта душа

осуществит полную сумму своих возможностей в  виде  народов,

языков,  вероучений,  искусств,...  и,  таким образом, вновь

возвратится в первичную душевную стихию".  "Когда цель  дос-

тигнута и идея,  т.е.  все изобилие внутренних возможностей,

завершена и осуществлена во внешнем,  тогда  культура  вдруг

застывает, отмирает, ее кровь свертывается, силы ее надламы-

ваются - она становится цивилизацией" [1].

     Ранний период  существования  культуры  - время поисков

средств выражения;  время  определения,  формулировки  идей.

"Чем  более приближается культура к зрелости,  тем более му-

жественным, резким, властным, насыщенным становится ее окон-

чательно утвердившийся язык форм,... тем яснее становятся ее

черты." Наконец,  завершив все, что можно было сделать, "ус-

талая, вялая и остывшая", душа "теряет радость бытия и стре-

мится ...  из тысячелетнего света обратно в потемки перводу-

шевной мистики...".

     Говоря

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»