←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
студента группы ФМ1-1 Ламунина Антона
руководитель: Никитина О.О.
Москва 1998
TOC \o "1-3" Оглавление________________________________________________________ 2
«Безмолвная музыка»________________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754325 PAGEREF _Toc436754325 3
Зодчество__________________________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754326 PAGEREF _Toc436754326 4
Скульптура и живопись_____________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754327 PAGEREF _Toc436754327 13
Заключение_______________________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754328 PAGEREF _Toc436754328 22
Литература________________________________________________________ GOTOBUTTON _Toc436754329 PAGEREF _Toc436754329 24
Известный английский теоретик искусства
В этом суждении, очевидно, приложимом
не только к нациям, но и к эпохам, верно то, что искусство нагляднее всего и
правдивей, ибо наиболее непосредственно, так сказать, чистосердечно отражает
идеалы, грезы, сомнения, взлеты, порывы и общее мироощущение. Процитируем
Гоголя. Вот какими сравнениями он характеризует средние века:
О том, какие восторги вызвала готическая архитектура, когда
после долгого забвения Европа осознала наконец
значительность художественного наследия
средневековья, мы можем судить по следующим строкам Гоголя: «Была архитектура необыкновенная...
— мы ее оставили, забыли, как будто чужую, пренебрегли, как неуклюжую и
варварскую. Не удивительно ли, что три века протекло, и Европа, которая жадно
бросалась на все, алчно перенимала все чужое,
удивлялась чудесам древним, римским и византийским или одевала
их по своим формам, — Европа не знала, что среди ее находятся чуда... что в
Велика радость открытия шедевров искусства, веками пролежавших в земле после гибели породившей их цивилизации. В эпоху Возрождения такую радость испытывали новооткрыватели античности, откапывая мраморную статую идеальных пропорций или чудесно расписанную амфору; радость- вместе с негодованием по адресу тех, кто, утверждая христианскую веру, отрицал культурное наследие древнего языческого мира. А ведь искусство средневековья долго пребывало скрытым, хоть и не в земле, но не менее надежно под тяжелым пластом непонимания. Но вот наступило прозрение, и красота этого искусства обворожила умы и сердца.
О том, что это было искусство совсем иное, чем романское, мы ясно видим уже из гоголевского описания, столь же яркого, сколь и точного. «Лес сводов», «окна огромные», «легкая паутина резьбы», вместе со шпицем «улетающая на небо», пересекающиеся один над другим стрельчатые своды — каждое слово выражает здесь нечто несовместимое с монолитной романской суровостью, массивностью, твердокаменной непроницаемостью романских соборных стен!
Громада собора как бы избавилась от своей тяжести, чуть ли не ажурно для нашего глаза прорезались ее стены, вся она наполнилась воздухом и засверкала.
Как «застывшую музыку» (Шеллинг), как «безмолвную музыку» (Гете) подчас воспринимает наше эстетическое чувство архитектуру. Человек музыкально одаренный слышит особенно чутко безмолвное звучание архитектурных форм.
Так вот, как раз в XIII в.,
одновременно с окончательным торжеством готики над романским стилем, на смену
унисону во французскую музыку пришло сложное многоголосие. Тут параллель
полная: пусть и видоизменяясь в различных странах, готическа
Что же произошло в историческом развитии западноевропейских народов в тот период, когда их искусство постепенно перешло в новое качество?
Возросло могущество крупных монархий вместе с численным
уменьшением и обеднением крупных феодалов. Монастыри утратили былое влияние и
власть, нередко соперничавшую с королевской. Города богатели, создавались
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|