←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь. Во Франции или в Германии собор всей своей стройной громадой царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, мощным своим взлетом к небу противопоставляя себя им. В Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому разрастался в первую очередь не в высоту, а так, чтобы вольготнее расположиться на лоне природы. И все же готика требовала устремленности к небу. Английские зодчие постарались выявить эту устремленность по-своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем. Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества. Разве не впечатляющи фасады таких соборов, как, например, в Солсбери(1220—1270 гг.) или в Линкольне (XI—XIV вв.), сплошь одетые в несчетное множество вертикальных деталей, искусно объединенных в единое целое!
Но, пожалуй, еще причудливее грандиозные храмовые интерьеры
— звездчатые, сетчатые, веерообразные. Фантастически разросшиеся пучки колонн,
тончайшие нервюры, свисающие ажурные воронки, вертикально чередующиеся
решетчатые переплеты — такой общий взлет и такая кружевная симфония, что,
право, рождается впечатление полной невесомости сводчатого перекры
Прекрасными церквами, великолепными дворцами—палаццо, открытыми галереями — лоджиями с аркадами и капителями и живописными фонтанами, в которых мы ясно распознаем элементы готического стиля, украсились города Италии. Рассчитанный на сорок тысяч молящихся, Миланский собор (конец XIV—XIX в.) — самый большой из всех готических соборов.
Близость Франции и Германии сказалась на Миланском соборе: строили его и французские, и немецкие, и итальянские мастера. В результате получилась некоторая компилятивность с преобладанием северных влияний и, быть может, не всегда оправданная, а значит, чрезмерная пышность, особенно в его скульптурном наряде. Как бы то ни было, специфически итальянского варианта готической архитектуры не выявилось в грандиозной миланской храмовой постройке.
Итальянский художественный гений шел своим особым путем, как
мы знаем, наметившимся уже в романскую пору. Конечная цель пути не была,
вероятно, ясна даже проводникам новых веяний. Рост городов, нарождение новых
социальных отношений вместе с новым мировосприятием определяли развитие
итальянского искусства, все более по своей сущности светского. Об этом речь
впереди. Скажем только, что, заимствуя некоторые элементы готического стиля,
воцарившегося в соседних странах, итальянские мастера оставались чужды самой
его основе. Каркасная система, при которой как бы исчезала стена, была им не по
душе, и стена сохраняла для них свое конкретное значе
Вильнюс вправе гордиться истинно уникальным шедевром поздней
готики. Это небольшой кирпичный костел св. Анны, построенный уже в середине XVI
в. Живописный его фасад как бы весь наполнен движением: гибкие, но и могучие
Дания, Норвегия, Швеция и Финляндия украсились внушительными готическими соборами и замками. Но, пожалуй, норвежское деревянное зодчество — наиболее оригинальный вклад Скандинавии в средневековое искусство, как романское, так и готическое. Лесистые горы страны в изобилии поставляли материал, из которого создавались затейливые, стройные церкви и церквушки с крутыми двускатными кровлями и башенкой в два-три яруса. Около тридцати норвежских деревянных церквей (самая ранняя конца XI в.) дошло до нас. Ими гордится вся Норвегия, а каждой в отдельности — какой-нибудь городок или деревушка.
Вертикальные столбы и брусья определяют конструкцию стен
норвежских деревянных храмов. Общее движение ввысь, подчеркнутое на кровлях резными
коньками в виде драконов, придает неповторимое своеобразие силуэту таких
построек. А чудесная резьба порталов с переплетающимися
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|