←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
обращенная к ней, как бы олицетворяет женскую мудрость на склоне лет. Поворот их голов, сдержанные жесты и складки их облачений настолько гармоничны, что создается впечатление чего-то действительно исключительного по своему возвышенному смыслу. Недаром Реймский собор иногда называют готическим Парфеноном. В этой пластике германский художественный гений соперничал с французским. И хотя германские мастера часто учились у французов, они оставались вполне самобытными, и созданные ими шедевры являют собой сияющую вершину в мировом художественном творчестве.
Именно в готике с ее многогранностью, проникновенной силой, остротой и глубиной художественного видения «сумрачный германский гений» словно могучим взмахом крыльев пробился к свету и обрел наконец благодатную гармонию для истинного расцвета изобразительного искусства, в котором ваяние играло ведущую роль.
Мы говорили о различиях в художественном творчестве Франции и Германии. Германский мир можно противопоставить не только французскому, в котором «варварское» начало так и не вытиснуло наследие античной цивилизации. Однако на самых высоких ступенях искусства такое противопоставление подчас оказывается несостоятельным.
Так, в том, что касается
ясности, чувства меры, внутренней уравновешенно
Германская готическая скульптура (в отличие от французской,
украшающей главным образом не фасады храма, а его интерьер) являет как раз те
черты, которые уже в романскую пору так резко отличали германское изобразительное
искусство от французского. Взгляните хотя бы на неразумных дев
И эта индивидуализация составляет основное художественное содержание величайших шедевров германской готической пластики. К ним принадлежат в первую очередь созданные в XIII в. знаменитые скульптурные циклы соборов в Бамберге и Наумбурге.
Бамбергский «Всадник», несомненно, лучшая конная статуя средневековья. Перед нами идеальный образ борца за правое дело, героя, каким себе его представляли в ту пору. Отвагой и благородством дышат его черты. Он очень реален, типичен. И в то же время он— мечта. Мы верим, что такие мужи коленопреклоненно славили своих дам, сражались с их именем на устах и соревновались на рыцарских турнирах при княжеских дворах.
Сурова и властна в своей безрадостной прозорливости трагическая бамбергская Елизавета, мила в своей мягко осознанной женственности бамбергская Ева.
Но этим не ограничивается их духовное содержание: перед нами живые образы, каждый во всей своей сложности оригинальный, неповторимый и глубоко человечный.
Вспомним «ползущую» Еву Отенского
собора, чье лицо кажется нам и древним, извечным, и настолько современным,
реальным, будто оно встречалось или может нам встретиться в жизни. А вот,
пожалуй, один из самых замечательных скульптурных ансамблей во всем мировом
искусстве. Двенадцать величественных статуй высятся в хоре
Великий художник, каким мы, не колеблясь, признаем его, хоть
его имя не было прославлено при жизни и потому не дошло до нас, запечатлел в
статуях этих властителей такие черты, которые навечно превращают каждую из них
в типический образ, незабываемый по своей жизненной силе и художественной
убедительности. Образ типический и в то же время сугубо индивидуальный,
конкретный. Мы не знаем, какой была в жизни супруга маркграфа
По-детски выразителен взгляд Уты, очарователен жест ее руки, прижавшей к щеке воротник длинного, в полной гармонии со всей ее фигурой ровными складками спадающего плаща. А рядом стоящий маркграф, ее супруг — достаточно грузный, пожилой, с невозмутимым выражением лица.
По-своему выразительны и другие фигуры
Но готика, особенно поздняя, оставила нам и подлинные скульптурные портреты (причем не только надгробные), призванные увековечить черты изображаемых лиц. Тому ярким примером служит прекрасный ансамбль бюстов в нишах верхней галереи Пражского собора св. Вита, исполненных в XIV в. знаменитым ваятелем и зодчим Парлержем (или его учениками). Среди них портреты императора Карла IV и членов его семьи.
Наибольший интерес среди них представляет для нас бюст самого Парлержа. Это чрезвычайно выразительный образ пожилого человека, с высоким лбом и вдумчивым одухотворенным взглядом. Уже по одному этому автопортрету мы можем судить и о замечательном художественном даровании Петра Парлержа и о его личности. Последнее тем более отрадно, так как редки художники средневековья, чьи имена нам известны.
Культ Богоматери был так же распространен в XIII в
Реймский «Христос-странник» — в простой широкополой крестьянской шляпе, и эта деталь сразу же делает его образ понятным и близким. Так что народная струя, питавшая творчество автора этой скульптуры, способствовала доходчивости изображения христианского Бога, убедительности проповедуемого от его имени вероучения, в котором тут как бы подчеркивались идеи всеобщего равенства, суетности богатства и знатности.
И этой же народной струе мы обязаны таким грандиозным по своему внутреннему
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|