ФРАНЦИЯ - это государство в Западной Европе. Территория 552 тыс.км2., население 50 млн. человек. Столица Франции – город Париж. Две тысячи лет назад на месте Парижа был лишь маленький посёлок Лютенция, расположенный на острове Сите, посередине реки Сены. Франция высокоразвитая с большим количеством мировых культурных достопримечательностей страна. Одним из культурных периодов развития Франции является – художественный стиль Готика.
В середине 12 века в городах Северной
Слово Готика происходит от названия германского племени готов.
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков). Термин «Готика» введен в эпоху Возрождения как уничижительное обозначение всего средневекового искусства, считавшегося «варварским». С начало 19 века, когда для искусства был принят термин романский стиль, были ограничены хронологические рамки Готики, в ней выделили раннюю, зрелую (высокую) и позднюю фазы.
Готика развивалась в странах, где господствовала католическая церковь, и под её эгидой феодально-церковной основы сохранялись в идеологии и культуре эпохи Готики. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике: оно было соотнесено с вечностью, с «высшими» иррациональными силами.
Для Готики характерны символико - аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля Готика унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы культур, зданий. Особое место в искусстве Готики занимал собор - высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей). Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие на верующих.
Развитие искусства Готики отражало и кардинальные изменения в структуре средневекового общества: начало формирования централизованных государств, рост и укрепление городов, выдвижение светских сил, торговых и ремесленных, а также придворно-рыцарских кругов. По мере развития общественного сознания, ремесла и техники, ослабевали устои средневековых религиозно-догматических мировоззрений, расширялись возможности познания и эстетического осмысления реального мира; складывались новые архитектурные типы и тектонической системы. Интенсивно развивались градостроительство и гражданская архитектура.
Городские архитектурные ансамбли включали культурные и светские здания, укрепления, мосты, колодцы. Главная городская площадь часто обстраивалась домами с аркадами, торговыми и складскими помещениями в нижних этажах. От площади расходились главные улицы, узкие фасады двух-, реже трёх -этажных домов с высокими, фронтонами выстраивались вдоль улиц и набережных. Города окружались мощными стенами с богато украшенными проездными башнями. Замки постепенно превращались в сложные комплексы крепостей, дворцовых и культурных сооружений. Обычно в центре города, господствуя над его застройкой, находился собор, становившийся средоточием городской жизни. В нем наряду с богослужением устраивались богословские диспуты, разыгрывались мистерии, происходили собрания горожан. Собор мыслился своего рода сводом знания (главным образом богословского), символом Вселенной, а его художественный строй, сочетавший торжественное величие со страстной динамикой, изобилие пластических мотивов со строгой иерархической системой их соподчинения, выражал не только идеи средневековой общественной иерархии и власти божественных сил над человеком, но и растущее самосознание горожан, каркас из столбов (в зрелой Готике - пучка колонн) и опирающихся на них стрельчатых арок. Структура здания складывается из прямоугольных ячеек (травей), ограниченных 4 столбами и 4 арками,
которые вместе с арками-нервюрами образуют остов крестового свода, заполненного облегченными небольшими сводами - распалубками.
Боковой распор свода главного нефа передается с помощью опорных арок (аркбутанов) на наружные столбы - контрфорсы. Освобожденные от нагрузки стены в промежутках между столбами прорезаются арочными окнами. Нейтрализация распора свода за счет вынесения наружу основных конструктивных элементов позволила создать ощущение лёгкости и творческое величие усилий человеческого коллектива.
Готика зародилась в Северной части
Франции (Ильде-Франс) в середине 12 в. и достигла расцвета в первой
половине 13в.
Каменные готические
соборы получили во Франции свою классическую форму.
Как правило, это 3-5 - нефные ба
На фасадах соборов варьируются
стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации,
детали — узорные
вимперги, фиалы, краббы и т. д.
Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее,
рельефы на цоколях и в тимпанах порталов,
а также на капителях колонн образуют цельную символическую
сюжетную систему, в которую входят персонажи и
эпизоды Священного писания, аллегорические образы.
Лучшие произведения готической
пластики - декор, статуи фасадов соборов в
На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509). Замки превращались в величеств. дворцы с богатым внутренним убранством (комплекс папского дворца в Авиньоне), строились особняки («отели») богатых горожан.
Смелая и сложная каркасная
конструкция готического собора, воплотившая торжество дерзновенной инженерной
мысли человека, позволила преодолеть массивность романских построек,
облегчить стены и своды, создать
В Готике
происходит обогащение и усложнение синтеза искусств,
расширение системы сюжетов, в которой отразились
В Готике Франции органически
переплелись лиризм и трагические аффекты,
В поздней Готике, во Франции,
получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие
Для поздней («пламенеющей») Готики
характерен прихотливый, напоминающий языки пламени узор оконных проёмов (ц.
Сложившаяся готическая каркасная система
появилась в церкви аббатства Сен-Дени (1137—44). К ранней готике относятся также
соборы в Лане, Париже, Шартре, например, собор
Нотр-Дам на острове Сите в Париже. Богатством ритма, совершенством
В конце 13 начале 14 века строительство соборов во Франции переживало
кризис: архитектурные формы стали суше,
декор обильнее, статуи получили одинаковый подчёркнутый
Старые города постепенно
разрастались, укреплялись , перестраивались, новые обычно возводились на
регулярной основе, зачастую имели прямоугольную
сетку улиц, очень плотную застройку и две главные площади - соборную и
рыночную. Главным городским сооружением остался собор, господствовавший над всей застройкой и получивший во
Франции свои классические
формы. Это три - пять нефные базилики с трансептом
и полукруглым обходом хора, венцом капелл, высоким и просторным интерьером,
В готической скульптуре, тесно
связанной с архитектурными формами, возродился интерес к
В готической миниатюре усилилось
стремление к достоверному воспроизведению натуры, расширился круг
иллюстрируемых рукописей, обогатилась их тематика. Под влиянием нидерландского
и итальянского искусства
появились станковые картины и портреты. Решительный
переход к правдивому и жизненно убедительному
изображению реальной среды произошёл в творчестве
Стиль французской Готики проявился в
удобных и вместе с тем
Помимо приглашавшихся из Италии мастеров появились многосторонне образованные французские архитекторы — Н.
Жемчужиной зрелости эпохи во Франции
стало здание нового Лувра (1546—74,
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая художественная энциклопедия. I – II том. 1980г.
2. Воронцов А.И. Экскурс мировых достопримечательностей. Москва, 1983г.
|
|