Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Догматическое богословие

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

          1.   Блаженный Августин ,основываясь на собственном духовном опыте, говорит о том, что познание духовных истин произрастает из молитвы, молитва же есть следствие веры, причина веры - знание ,приходящее от «рассматривания творений»(Рим.1.20) и принятия откровения Бога о Себе (естественное и сверхъестественное откровение) .Знание, вера и молитва - это взаимообусловленные душевные факторы ,действующие в здоровом человеке совместно и сонаправленно : разум познает ,дух взывает к Господу ,душевные силы веруют. Но данное разделение весьма условно ,т.к. находится на понятийном уровне ,а все душевные процессы происходят в единой человеческой личности.

Человечек обретает целомудренное единство веры ,молитвы и знания через соединение души с Господом, только тогда, когда он ищет Любви ,Истины ,Добра ,Силы ,Свободы, ищет и в неисчерпаемой полноте находит все это в Боге .Но всеми своими духовными достижениями человек обязан исключительно действию Духа Божия .Причина же «беспокойства сердца» коренится в самой природе человека .Это ,по терминологии Владимира Соловьева, отрицательная безусловность (безграничное и ничем до конца неутолимое стремление к обладанию) и безусловность положительная (неудовлетворенность конечным содержанием ,требование его полноты и всеобъемлемости) ,обретаемая лишь в Господе .

          2.   а)  Кроме догматов, в Церкви существуют и такие понятия ,как «частное богословское мнение» (личное суждение церковного деятеля) и «теологумен » (богословская идея, выраженная кем-либо из отцов Церкви).Ересь же - это сознательное противление соборно выраженному учению Церкви ,возникающее «не от слабости ,а от упорства воли» .Т.о. ересиархи возносят себя ,свою самость ,прикрытую богословской идеей ,выше Церковного организма .Причиной этого может быть духовная нечистоплотность, гордыня ума ,отсутствие кротости и смирения или же «недиалектичность» мышления. Последнее выражается в чрезмерном аллегоризме или наоборот в спрямлении богословских идей. Например, Арий к вопросу о Троице подходил исключительно как философ. Феодор Мопсуэтийский, а потом и Несторий, следуя буквальному смыслу Евангелия, разделяли человека Иисуса и Бога. В этом случае человек, совершенно правильно осознавая свою неспособность вместить все православное учение во всей чистоте ,начинает редактировать его под себя. Так поступал и Л.Н.Толстой ,когда в статье «Как читать Евангелие» советовал вычеркивать из текста места , с которыми читатель не согласен .В этом случае выбор (airesis ,ересь) является предосудительным и становится уже диагнозом .Ибо такие люди суть «наглые ругатели ,поступающие по собственным похотям»(2.Пет.3,3), «злословя то ,чего не понимают»,«произнося надутое пустословие» (2.Пет.2,12,18), служат не Господу ,«а своему чреву»(Рим.16,18) и их дела есть «дела плоти»(Гал.19,20). «Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями»(Гал.5.24). Человек с таким духовным устроением не в силах находиться в Церкви, которая есть единство в Истине ,соборное тело Христово ,существующее по образу Единосущной и Нераздельной Троицы .Выше сказанное не означает того ,что личность человека должна нивелироваться в толпе ,теряя свои личностные особенности ,наоборот единство в истине и любви -это наивысшая форма личностного бытия. Но существует грань между борьбой за Истину перед лицом толпы и противопоставлением какой-либо ограниченной идеи ,пусть даже и православной ,всей церковной полноте .

                  б)  По свидетельству многих богословов, большинство искажений в жизни католического мира коренятся в учении о Filioque. Появление filioque стало следствием понимания личности в качестве отношения. «Отношения вместо того, чтобы отличить Ипостаси с Ними отождествляются». Т.о. происходит принижение личностного аспекта св. Троицы в пользу Ее природы. И любое сущностное отношение в Боге (нерожденность, рожденность, исхождение) становится Ипостасью, следовательно число Лиц с ростом числа сущностных проявлений Бога умножается, и значит каждое сущностное проявление есть Бог. Отсюда рождается учение о тварности Божественных энергий, невозможности участия в Божественной жизни. В результате цель христианской жизни - стяжание Святого Духа, обожение - остается невыполненной. Преобладание природы над Личностью становится причиной благочестивого католического «культа человечества Христова». Отсюда вырастает «очеловечение Божественного: эстетизм- в качестве мистики, мистическая эротика- в качестве религии, натурализм- как средство иконографии».

Догматические расхождения восточного христианства и католичества в конечном счете сказываются на молитвенном опыте. Достаточно вспомнить такие неприемлемые в православии факты, как чувственная медитация, эротическая мистика Терезы Авильской и Анджелы, экстатическое почитание страданий Христовых и частей Его тела. Результаты применения подобного рода практик пагубно сказывается на духовной жизни практикующих.Умаление Святого Духа в Троице отражается и в римской экклезиологии: единство Церкви зиждется не на действии Святого Духа, а на первенстве Римского папы.

          3.   Способность к богопознанию органически присуща человеческой природе. «Душа по своей природе - христианка»,- говорит Тертуллиан. Действительно, стремление человека к красоте, добру, любви, единству, ко всему тому, что свойственно природе Божественной на протяжении всей его жизни противостоит темному животному началу. И борьба между первым и вторым идет всегда, на каком бы нравственном уровне не находился человек. Предпочтение истины своим близким, выбор, выбор между Богом и мамоной, между собственным благополучием и благополучием ближнего, сострадание и безразличие - эти проблемы встают перед каждым. И только познание истинного Бога позволяет в полной мере реализовать весь положительный потенциал человека.

«Сказал безумный в сердце своем - «нет Бога»»(Пс.13.1). Человеку нечего ответить в свое оправдание о незнании Бога. Ибо, «что можно знать о Боге, явно»(Рим.1,19) для всех, «невозможно не знать воздуха», «сила Его и Божество...через рассматривание творений видимы» (Рим.1.20). Бог «недалеко от каждого из нас»(Деян.17,27) и, сотворив человека, Он дает каждому в свою меру все необходимое как для физического существования, так и для духовного развития. И только сознательное «безумие» - нежелание следовать истине и совести, предпочтение своего животного «Я» находящемуся «близ всех» Богу «омрачает страстями душу»(Иоанн Кронштадтский), «омрачает сердце»(Рим.1.21), заглушает голос Божий, звучащий в человеке. Нечистое сердце «Бога узреть» не может. Вследствие этого люди, сознательно идущие против совести, все более и более извращают свое назначение: сердце становится «похотливым»,ум «превратным»,нравственное становится безнравственным. Ап. Павел красочно показывает постепенную демонизацию и гибель людей, выбравших самость.

          4.   Познание Божественной сущности существами тварными невозможно. «Божьего никто не знает, кроме Духа Божьего»(1.Кор.2,11),Он «...обитает в неприступном свете, которого никто из человеков не видел и видеть не может»(1.Тим.6,16). Божественная природа вследствие «радикальной нетождественности между тварью и Богом», превосходящего «всякое разумение и всякую сущность», остается трансцендентной

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»