Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Догматическое богословие

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

II КУРС, САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОЕ

ФАКУЛЬТЕТ КАТЕХИЗАТОРСКИЙ

Ф.И.0. студента Горбунов Дмитрий Александрович

Дата выполнения работы:27 мая 1996 г.

                       1.В Символе веры, приписываемом св. Афанасию Великому, догмат о Св. Троице звучит следующим образом:

Единого Бога в Троице и Троицу во Единице почитаема не сливая Ипостаси, и не разделяя Естество.

Объясните выражения «не сливая Ипостаси» и «не разделяя Естество». (Ответ «не разделяя Естество - т.е. исповедуя, что в Боге одно Естество» недостаточен, т.к. по существу является тавтологией.)

Большинство догматических положений Церкви возникло в ответ на различные еретические богословские суждения. Поэтому, чтобы вникнуть в святоотеческую мысль, бывает полезно рассмотреть то, как неправославно мыслить о Боге.

Одной из главных богословских проблем времени св. Афанасия Великого был вопрос о единосущии Отца и Сына. Этот небиблейский термин был осужден на Антиохийском соборе в III веке как выражение модалистской ереси. Модалисты или савелиане как раз и «сливали Ипостаси», отвергая реальное различие между Лицами Пресвятой Троицы. Отец, Сын и Дух Святой - не личности, а всего лишь различные выражения (модусы) одной и той же сущности, своего рода личины, которые Единый Бог надевает по мере необходимости, таким образом антиномия троичности и единства в Боге модалистами была упразднена в пользу единства.

Ариане, отвергая такое понимание единосущия, вследствие которого исчезла реальность троичности Божественных Личностей, шли другим путем. Не вмещающееся в разум противоречие постулированного единобожия и в тоже время Его Троичности ариане заменяли более простой схемой. Бог Отец - единственная божественная Монада, простая, неделимая и завершенная. И поэтому Он не может наделить Своей природой кого бы то ни было, а значит: 1) Сын не вечен и 2) Он не из сущности Бога, то есть «Сын произошел из несущих».

Арий, пытаясь сохранить возможность исповедывать личностное бытие Сына и Св. Духа, признает Их сотворенными.

Православное богословие просто останавливается перед тайной Божиего бытия, не пытаясь разумно объяснить то, что стоит за пределами разума.«Быть нерожденным, рождаться и исходить» дает наименования: первое - Отцу, второе - Сыну, третье - Святому Духу, так что неслитность трех Ипостасей соблюдается в едином естестве и достоинстве Божества, - пишет св. Григорий Богослов, - Сын - не Отец, потому что Отец - один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный - один), но то же, что Сын. И Три - единое по Божеству, и Единое - три по личным свойствам, так что нет ни единого - в смысле Савеллиевом, ни трех - в смысле нынешнего лукавого разделения» (т. е. арианства).

                       2.Объяснить, как выражается единство Естества и Троичность Лиц в тропарях канона св. Андрея Критского на Рождество Богородицы.

В приведенном тексте постоянно из строки в строку переходит эта удивительная и непостижимая антиномия множественности и единства. Автор вновь и вновь удивляется и восторженно славословит Того, в Ком соединяются и разрешаются все неразрешимые противоречия.

Песнь 1

Три Безначальна славлю,

Три Свята пою,

Три Соприсносущна в существе Едином проповедую;

Един бо во Отце и Дусе славословится Бог.

Три Личности в равной мере обладают свойствами Единого Божественного существа (Безначальность ( неначинаемость бытия от кого-либо), Святость (непричастность несовершенству), Соприсносущность (существование всегда вместе, нераздельно)). Единство Божества живет в Трех и Один без Двух других немыслим.

Песнь 3

Тебе покланяемся, Отче безначальне существом,

Поем безлетнаго Сына Твоего,

И чтем соприснасущного Духа Твоего,

Яко Единого Трое естеством Бога.

В Песне 3 говорится об одном из свойств Божественной сущности, в равной степени присущем Трем Ипостасям - о вечности. Отец не имеет начала, Сын так же стоит над временем. Он всегда рождается и никогда не перестает рождаться. Дух вечно един с Двумя.

Песнь 5

Слава Тебе, Отче Святый, Боже нерожденне,

Слава Тебе, Сыне безлетне, единородне,

Слава Тебе, Душе божественный и сопрестольный,

От Отца происходяй и в Сыне пребываяй.

В пятой Песне перечисляются свойства Божественных Лиц - нерожденность, рождение и исхождение, принадлежащие только Одному из Них. Через определение отношения к Богу-Источнику личностные свойства позволяют отличить Одного от Двух других. Здесь свойство Божественной природы соседствует с личным свойством Ипостаси. (Отец: святость-нерожденность; Сын: безлетности-единородность; Дух: божественность и сопристольность (то же божественное достоинство) - происхождение от Отца и пребывание в Сыне.).

Песнь 6

В Тебе троическое таинство поется и славится, Чистая,

Отец бо благоволи,

И Слово вселися в Тя,

И Божественный Дух Тебе осени.

Здесь раскрывается икономическое действие Ипостасей. Обладая единой волей, и как следствие единым действием, Трое действуют в мире различными способами в зависимости от личностных свойств: «Отец бо благоволи, Слово вселися, Дух ... осени». «Едино действование единого Божества... В этом едином действовании мы различаем Тройственность: Отец есть причина первоначальная, повелевающая; Сын есть причина зиждительная; и Дух - причина совершительная... - говорит св. Василий Великий, - Отец повелевает, творит Сын, и совершает Святой Дух... Едино Начало существ, созидающее чрез Сына и совершающая в Духе».

                       3. Найдите ошибку в рассуждениях:

а) Все или рождено, или сотворено. Св. Дух - не рожден от Отца. Следовательно, он сотворен.

Ошибочна первоначальная предпосылка: «Все или рождено, или сотворено». Если первое выражение является абсолютной истиной, то в класс тварей следует записать не только Св. Духа, но и Отца, т. к. Он нерожден.

Личностное внутритроичное свойство Бога-Сына - рождение - ставится в один ряд с икономическим действием во времени всей Пресвятой Троицы. О последнем св. Василий Великий пишет: «Освящает, животворит, просвещает, утешает и все подобное производит Отец и Сын, и Дух Святой... Едино действование единого Божества... В этом едином действовании мы различаем Тройственность: Отец есть причина первоначальная, повелевающая; Сын есть причина зиждительная; и Дух - причина совершительная... Отец повелевает, творит Сын, и совершает Святой Дух».

Св. Писание и Св. Предание совместно свидетельствуют о том, что Сын лишь Один рожден от Отца (Ин.5,18), Св. Дух от Отца исходит (Ин.15,26), Отец же нерожден (Ин.5,26) и по отношению к Ипостасям является «Началом», «Виной», «Причиной». Для Сына Он - Отец, для Духа - «Изводитель». Что понимается под нерожденностью, рождением и исхождением мы не знаем. Известно лишь то, что личностные свойства позволяют говорить о различении Лиц Пресвятой Троицы.

В данном случае, по всей видимости, исхождение (Ин.15,26) понимается не в смысле ипостасного свойства, а как рождение или творение. Следовательно,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»