←предыдущая следующая→
1 2 3
ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ
II КУРС, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
( вариант № 2 )
ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОЕ
ФАКУЛЬТЕТ КАТЕХИЗАТОРСКИЙ
Ф.И.0. студента Горбунов Дмитрий Александрович
Дата выполнения работы: 29 марта 1996 г.
Требования
1) объем работы не должен превышать 5 страниц машинописного текста (текст печатается только с одной стороны листа на стандартной бумаге для пишущих машинок формата А4);
2) во всей работе должно быть использовано не менее четырех наименований литературы из числа указанных в списке «Литература» (Программа II курса. Догматическое богословие);
3) в ответах на вопросы №1-4 должно быть использовано не менее двух наименований литературы из числа указанных в списке «Литература» (Программа II курса. Догматическое богословие) в каждом ответе.
4) все ссылки на цитируемую литературу должны быть оформлены соответствующим образом. При невыполнении указанных требований работа на проверку принята не будет.
1.Понятие о божественном Откровении.
Цель жизни человека - богообщение и богопознание. Бог “произвел весь род ... дабы они искали Бога, не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он не далеко от каждого из нас” (Деян. 17,26-27). Но все тварное, уже в силу своей тварности, ограничено по своей природе. Естественные препятствия на пути к богопознанию усугубляются и греховным состоянием человеческой природы. Омраченное грехом сознание человека не в силах постичь ни такие категории, как бесконечность вселенной и бесконечная малость составных частиц вещества; сущность времени и число сотворенных миров, их начало и конец (ср. Еф.3,18; 1Кор.13,9) и многое другое. И совершенно не постижимо для человека то, что лежит вне пределов сотворенного. “Что такое Бог, сего объяснить не можем”, - признаёт Кирилл Иерусалимский.
Но путь богопознания открыт всегда - вся окружающая нас действительность, включая и самого человека, есть свидетельство о “Сотворившем веки”(Евр.1,2). Человек, как образ Божий, вникая в себя, изучая свойства своей души, очищая ее от всего того, что “душе-христианке” несвойственно, находит здесь ясные свидетельства о существовании Бога (Рим.1,19-20)
Свидетельство о Боге заключено и “в видимых совершенствах”(Прем.13,2) природы. “Сама тварь, ее хранение и управление возвещают о величии Божества”. “Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь. День дню передает речь, и ночь ночи открывает знание. Нет языка..., где не слышался бы голос их”, - читаем мы в Псалмах Давида (Пс.18,2-4). Т.о. стремление человека к познанию Бога свойственно ему по природе, так же как свойственно жаждущему оленю бежать к воде (Пс.41,2), и эта же природа своим бытием свидетельствует о Творце.
“За сим познанием
следует вера, и за верою поклонение” ,- говорит Василий Великий
Особая роль в сверхъестественном Откровении отводится Священному Писанию и Священному Преданию (2Пет.1,21;2Тим.3,16), как непосредственному орудию Божиему в деле домостроительства (Евр.4,12). Но главная часть сверхъестественного Откровения и в то же время его конечное назначение - это действие Господа в душах верующих, “Духа премудрости и Откровения к познанию Его” (Еф.1,17).“Вместо закона Писания укореняются в сердце заповеди Духа; и тайно учится он тогда у Духа, - говорит Исаак Сирин, - и не имеет нужды в пособии чувственного вещества”.
2. Учение Священного Писания и свв. Отцов о возможности познания Бога по Его действованиям (свв. Отцы IV в.).
Толчком к развитию
учения о богопознании по Его действованиям послужило учение Евномия
Святоотеческое учение расходится с Евномием по всем пунктам. Согласно Василию Великому, лишь божественные проявления доступны человеку, но сущность Бога трансцендентна для всего тварного. Человек не в силах постичь даже природы предмета. Весь набор имен, вмещаемый разумом, не может исчерпать содержания какого-либо существа, всегда остается некая “непознанная экзистенциальная основа” Но при этом имена, которыми именуются вещи отражают реально созерцаемые нами свойства познаваемых объектов.
«Нам даже едва ли возможно и точное познание твари, - говорит св. Григорий Богослов. - Но в сравнении с тварями гораздо не совместимее и непостижимее для ума то естество, которое выше их и от которого они произошли».Ни одно имя не выражает того, что есть Бог по Своей сущности. И если для познания вещей тварных характерна активность только со стороны человека, то Бог Сам открывается человеку через Свои действия в мире. Здесь, по выражению Дионисия Ареопагита, возникают два встречных потока “пронизывающих творение”: Бог, “умножаясь без утраты единства”, являет Себя в своих “силах” и тварь через обожение устремляется к единству в Творце. Следствием этого становится приобретение «духовного опыта присутствия в нас Христа, вхождения в себя, - и экстатический опыт в порыве любви, выходу из Себя к Слову, Такому, Какой Он есть в Самом Себе, иначе говоря к «неуловимой» природе Бога». Здесь встречаются два пути богопознания: “отрицательный”, о котором говорится, что “Бога не видел никто и никогда”(Ин.1,18) и “положительный”, к которому призывает Господь: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф5,8). “Действительно, - говорит Гр. Нисский, - то, что невидимо по природе, становится видимым по Его действиям, которые явлены нам в известном Его окружении”. Человек становится “причастником Божеского естества” (2Пет.1,4) через принятие нетварной и обоживающей благодати. “Гносис”, личное сознание, растет в той мере, в какой наша природа изменяется, входя в более тесное единство с обоживающей благодатью.
По учению свв.
Отцов, познание Бога неразрывно связано с соединением с Ним, более того “в
полноте возраста Христова”(Еф.4,13) “гносис становится агапой”
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|