Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Догматическое богословие

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

ДОГМАТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ

II КУРС, КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

(вариант № 2)

ОТДЕЛЕНИЕ ЗАОЧНОЕ

ФАКУЛЬТЕТ КАТЕХИЗАТОРСКИЙ

Ф.И.0. студента Горбунов Дмитрий Александрович

Дата выполнения работы: 18 мая 1996 г.

Требования

1) объем работы не должен превышать 5 страниц машинописного текста (текст печатается только с одной стороны листа на стандартной бумаге для пишущих машинок формата А4);

2) во всей работе должно быть использовано не менее четырех наименований литературы из числа указанных в списке «Литература» (Программа II курса. Догматическое богословие);

3) в ответах на вопросы №1,2,4,5 должно быть использовано не менее двух наименований литературы из числа указанных в списке «Литература» (Программа II курса. Догматическое богословие) в каждом ответе.

4) все ссылки на цитируемую литературу должны быть оформлены соответствующим образом. При невыполнении указанных требований работа на проверку принята не будет.

                       1.Личное свойство Сына Божия (подтвердить ссылками на Священное Писание и святоотеческие тексты).

Личными свойствами Божиими называются особенности, принадлежащие исключительно Лицам Пресвятой Троицы. «Нерожденность, рожденность, исхождение, отличают Отца, Сына и Того, Кого именуем мы Духом Святым», - говорит св. Григорий Богослов.

Божественная природа, принадлежащая в равной мере Каждому из Божественных Лиц, открывается во внешнее бытие через ее свойства или Божественные имена: разум, воля, любовь, мир, сила. Но внутритроичные отношения являются отношениями межличностными. «Личность может быть воспринята лишь в ее отношении с другой личностью, - пишет В.Н. Лосский. - Поэтому единственно возможный способ различения Ипостасей состоит в том, чтобы уточнить их взаимоотношения, в особенности их отношение...с...Отцом».

Св. Писание открывает второе Лицо Пресвятой Троицы как Сына (Ин. 5, 20-21; Евр. 1,5) Единородного, «сущего в недре Отчем» (Ин. 3,16-18), «Бога истинного» (1Ин. 5,20).

«Сын от Отца Самого есть, не сотворен, не создан, но рожден» (Символ веры Афанасия Великого). Это сыновство есть сыновство по природе, а не благодатное усыновление, даруемое верным. О единстве Отца и Сына свидетельствует ап. Иоанн: «Отец любит Сына и показывает Ему все, что творит Сам» (Ин.5,20). «Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но всегда пребывая в Нем», - говорит св. Иоанн Дамаскин.

Свв. отцы (Афанасий Великий, Иоанн Дамаскин и др.) в Боге различают действия по природе, которое «не есть действие в собственном смысле этого слова, оно есть само бытие Бога» и действия Божии по воле, например, такие как создание существ «по благоволению и хотению» (св. Афанасий Великий). Бог предвечно таков, как Он есть. Он не может не быть Троицей не зависимо от Его волеизъявления, но с Его волей согласно. По словам св. Иоанна Дамаскина, «непостижимое Его рождение не имеет ни начала, ни конца (и происходит) так, как ведает это один только Бог всяческих... и Сын рождается из Отца, никак не отделяясь от Него, но пребывая в Нем». Св. Писание и вслед за ним свв. отцы (в ответ на арианство) всегда подчеркивают противопоставленность рождению, т. е. действию по природе, творения, как действия по воле: (Кол.1,15), «...родившимся именуется Тот, Кто другим дает бытие...», «...Слово состоит вне получивших бытие по хотению...» (Афанасий Великий); «творить - это принадлежать деятельности (энергии), а рождать - естеству. Естество же и деятельность - не одно и то же, следовательно не одно и тоже - рождать и творить», - говорит свт. Кирилл Александрийский.

Троичные отношения только указывают на «абсолютное различие Ипостасей». Но «какой образ различия, этого никак не постигаем» (св. Иоанн Дамаскин). «Ты слышишь о рождении, не допытывайся знать, каков образ рождения», - говорит св. Григорий Богослов. «Неприлично также доискиваться: как Слово от Бога, или как Оно - Божие сияние, или как рождает Бог и какой образ Божия рождения. Кто отваживается на подобные исследования, тот безумствует, потому что желает истолковать словами, что неизреченно свойственно Божию естеству и ведомо - одному Богу и Сыну Его», - говорит св. Афанасий Великий в своем труде «Против ариан».

Свойства Божественных Лиц раскрываются как отношения внутритроичные и они никак не могут быть рассудочно истолкованы и объяснены, потому что Божественная жизнь, как в качественном, так и в количественном ее аспекте, превыше всякого рассудка и понимания. Рассуждая о трансцендентном, мы можем пользоваться только бледными образами и аналогиями. Следуя же дальше по пути восхождения к Богу, разум и слово замолкают, и человек в безмолвии становится перед созерцанием «неизглаголанной тайны». «Когда я называю Бога, я называю Отца, Сына и Святого Духа. Не потому, что я предполагаю, что Божество рассеяно - это значило бы вернуться к путанице ложных богов; и не потому, чтобы я считал Божество собранным воедино - это значило бы Его обеднить. Итак, я не хочу впадать в иудейство ради Божественного единодержавия, ни в эллинство, из-за множества богов». «Святой Григорий Богослов не пытается оправдать Троичность Лиц перед человеческим разумом; он просто указывает на недостаточность любого числа, кроме числа «три», - пишет В.Н. Лосский.

Более точный перевод Ин. 1,1 - «Слово было к Богу». Здесь апостол говорит об отношениях между Отцом и Сыном. Именование Сына Словом раскрывает вторую Ипостась с точки зрения домостроительства. Слово «относится к Отцу как определение к определяемому» (Григорий Богослов). В отношении внешнего мира Ипостаси последовательно проявляют друг друга: «Сын есть образ Отца, а образ Сына - Дух» (Иоанн Дамаскин) (ср.1Кор.12,3). Сын - проявление Отца, Дух Святой - Тот, Кто проявляет», - пишет В.Н. Лосский. Т. о. Лица Пресвятой Троицы, обладая единой волей, делают одно дело, при этом Каждая из Ипостасей действует в соответствии со Своими личностными свойствами. По выражению св. Иринея Лионского, «Сын и Дух Святый как бы руки Отца». И Сын, рождающийся от Отца, предвечно являет природу Отца, формулирует сокровенную «мысль», становится «любовью распинаемой» (свт. Филарет), дверью в божественную жизнь (Ин. 10,9), чтобы и нам стать «причастниками божественного естества» (2Пет.1,4).

                       2.Участие Лиц Пресвятой Троицы в деле творения (привести святоотеческие тексты). Участие Св. Духа.

Участие Лиц

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»