Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Древняя Греция

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3 | Документ 4 | Документ 5 | Документ 6 | Документ 7 | Документ 8 | Документ 9 | Документ 10 | Документ 11 | Документ 12 | Документ 13 | Документ 14 | Документ 15 | Документ 16 | Документ 17 | Документ 18

14. Государственные органы афинского полиса

в классическую эпоху 

            Народные собрания (экклесия) со времен Клисфена становятся регу­лярно созываемым верховным органом государства: только на них могли быть приняты новые законы. Следует отметить, что Народное собрание являлось и законодательным и высшим судебным органом, здесь изби­рались также магистраты, которые отчитывались за свою деятельность перед ним. Народное собрание могло подвергнуть штрафу магистратов. Усиливается значение гелиэи: любой гражданин мог обратиться в суд присяжных, как и в Народное собрание, с жалобой на несправедливое решение должностных лиц. Сменивший совет из 400 представителей Совет 500 готовил дела для Народного собрания, предварительно обсу­ждал все предложения и проекты законов. Магистраты в совет и гелиэю избирались по жребию из выдвинутых филами кандидатов. При замеще­нии должностей учитывался имущественный ценз. Феты, низший разряд солоновской конституции, могли быть избраны только в гелиэю. Прямым открытым голосованием избирались только члены коллегии 10 стратегов - военачальников. Архонт-полемарх с этого времени решает в основном дела, связанные с метеками - свободными, но не гражданами Афинского полиса. Зажиточные составляли активную часть граждан, они же играли основную роль в ополчении (гоплиты).

        Начиная с конца VI в. до н. э. широко практикуется система литургий. Суть ее состояла в следующем: на Народном собрании объявлялось о текущих делах, требующих расходов, например, о ремонте оборонитель­ных стен, организации театральных зрелищ и т.д. Каждый, кто желал, имея достаточное для этого имущество, мог взять на себя расходы по выполнению литургии, либо кто-то из сограждан мог предложить канди­дата для ее выполнения. В некоторых случаях литургии требовали зна­чительных расходов собственных средств. Позднее в Афинах развива­ется практика обмена имуществом: если предложенный кандидат отка­зывался от выполнения литургии (если его имя было названо), так как считал, что его средства недостаточны, он должен был поменяться имуществом с тем, кто назвал его имя.

        Литургии приводили обязанности и права граждан в соответствие с имущественным цензом. (Среди литургий необходимо отметить важней­шие - участие в военном ополчении в качестве гоплитов или служба в кавалерии, снаряжение судов.) Выполнение их было почетно, а необхо­димость их существования обусловливалась отсутствием регулярных поступлений в полисную казну, так как граждане в мирное время налогов не платили. В последующем в Афинах вводится закон, получивший на­звание “графе параномон” - указ-закон против противозакония. Графе параномон усиливал ответственность тех, кто выступал с предложения­ми новых законов. Если оказывалось, что новый закон противоречит су­ществующим, то предложивший его должен был отправиться в изгнание.

        Литургии, графе парамомон до некоторой степени консервировали установленные порядки, обеспечивая господство победившего демоса, Вместе с тем они свидетельствуют о том, что возникает личная ответст­венность гражданина за происходящее в полисе. Как задача государства состоит в обеспечении счастливой жизни граждан, так и граждане долж­ны, активно участвуя в управлении им, в обсуждении законов, не разру­шать необдуманными действиями существующие конституционные уста­новления.

 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»