Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Духовная и художественная культура Др. Греции

←предыдущая следующая→
1 2 3 

прекрасный образ молодого бога Аполлона, который настраивает лю-

дей на возвышенные чувства, ему принадлежит искусство, более всего

- музыка и поэзия, его дар - вдохновение и талант. Аполлон - гений

величавой гармонии.  Из хаоса первозданного океана жизни он творит

мироздание, выделяя части, придавая им форму, наполняя их смыслом,

соразмерным  с  замыслом  целостности.  Это Мировой Художник и его

творческая мощь придает миру гармонию в границах стойкости, поряд-

ка, устойчивости и покоя, торжествующему и непрерывному. В отличие

от вечно умирающего-возрождающегося Диониса Аполлон  бессмертен  и


                              - 5 -

неизменен,  ибо он - воплотившийся Дух, тогда как Дионис - стремя-

щийся развоплотиться.  Ницше полагает,  что аполлоническое  -  это

проявление инстинкта столь же древнего, как и тот, что проявляется

в дионисийском,  однако противоположной направленности: это стрем-

ление  всему  найти свое место означает прежде всего найти место в

мире себе,  обезопасить свою личность от дезинтеграции,  согласив-

шись на ограниченность, но при этом подчинить идее этой ограничен-

ности весь мир. "Как бы мог иначе такой болезненно чувствительный,

такой  неистовый в своих желаниях,такой склонный к страданию народ

вынести существование,  если бы оно не было представлено ему в бо-

гах озаренным в столь ослепительном ореоле",  - говорит Ницше. Так

Аполлон (в символическом смысле) порождает весь олимпийский панте-

он, установил миропорядок, в котором боги оправдывают человеческую

жизнь, сами живя этой жизнью.

     Антиномия дионисийского  и  аполлонического  начал определила

пути развития греческой культуры. Трагедия, родившаяся, по опреде-

лению Ницше "из духа музыки", который но категорически приписывает

Дионису, и получившая свою форму под влияниям аполлонических  тен-

денций, сказания Гомера,  великая греческая архитектура - все, что

сделало эллинскую культуру великой, родилось из этой борьбы. Такой

неизбежной и необходимой, что ее несомненно можно назвать союзом.

     Ведь вся культура Греции - это построение и оправдание  мифа.

Даже философия, которая в современном мире призвана скорее развен-

чивать мифы (правда при этом неминуемо создавая новые),  имеет ми-


                              - 6 -

фологические корни. Сказанное отностися не только к милетской шко-

ле, но и к более поздним философским учениям, например к философии

пифагорейцев,  элеатов, Платона. Связано это с тем, что в древнег-

реческих мифологических и  полумифологических  текстах  постепенно

накапливались  сведения  объективного  характера и предпринимались

первоначальные попытки объяснения мира.  Так, Гесиод написал поэму

"Теогония",  что значит "Происхождение богов". В греческой литера-

туре мощный пласт образует мифологическая поэзия,  а  это  не  что

иное,  как своды опоэтизированных мифов, но у Гесиода раскрываются

мысли человека, который пытается осознать не только то, что он не-

посредственно наблюдает и переживает, но его волнуют и весьма отв-

леченные вопросы,  на которые он сам не мог дать ответ, но которые

уже не мог не поставить.  Например, вопрос о том, откуда возникли,

как родились боги.  Такая постановка вопроса уже не является чисто

религиозной.  В сущности, вопрос о происхождении богов легко пере-

растает в вопрос о происхождении мира.

     Таким образом, философ уже не является слушателем (читателем)

- потребителем мифа,  хотя в повседневной жизни он,  как и  всякий

грек, окружен мифологией,  более того, во всем - в языке, образах,

способах мышления не свободен от мифологии.  Миф  объясняет  любое

природное событие  волей  божества,  то  есть причина выводится за

пределы самой природы,  перемещается в небесную область, вверяется

богам. Но от такого, в широком смысле теологического, то есть сво-

дящего все причины к промыслу Божьему,  объяснения  философия  от-


                              - 7 -

талкивается, уходит.

     Когда мифология  задавалась вопросами:  почему,  как устроены

космос и его тела,  то от творцов мифов никто не требовал  доказа-

тельств. Например,  если  они  утверждали:  Земля - огромное тело,

имеющее форму шара,  то создатель мифа мог  бы  сослаться  на  что

угодно -  на предание,  на богов.  А вот первые греческие мудрецы,

делая астрономические заключения,  должны были  давать  конкретные

доказательства или  хотя  бы  приводить  абстрактные теоретические

построения. Как можно было в то время доказать шарообразность Зем-

ли? Каковы были "доказательства"?  Главным образом,  эстетические.

Так, пифагорейцы считали,  что нашей Земле надлежит быть шаром, по

законам гармонии и совершенства, потому что круглое тело считалось

пластичным, красивым.  Не было и не могло быть  тогда  эмпирически

достоверных доказательств относительно космоса и планет. О космосе

можно было рассуждать абстрактно, только на основе фантазии.

     Философии было  важно  и  удобно опереться на астрономический

материал, так как идея космоса,  целостного, единого мира как уни-

версума была  органичной для древней мысли и для философии вообще.

Понятно, что астрономия в в античности так и  не  стала  наукой  в

современном смысле  этого слова:  почти все астрономические предс-

тавления ныне кажутся фантастическими. Земля в представлении древ-

них мудрецов-астрономов  по  форме  уподобляется куску деревянного

цилиндра, который  плавает  в океане,  по крайней мере так думал о

Земле Фалес Милетский.  Явная фантазия?  Да.  Но существенно,  что


                              - 8 -

создается знание,  отличное и от практических сведений астрономии,

и от космогонии мифологического типа.  Философ-астроном  предложил

образ Вселенной,  на который надо было осмелиться, он выдвинул

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»