Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Духовная и художественная культура Др. Греции

←предыдущая следующая→  
1 2 3 

выдвинул не-

кую парадоксальную умозрительную идею. то был полет мысли, выходя-

щий за пределы данного, созерцаемого.

     Специфика древнегреческой науки хорошо видна на примере мате-

матики, в  которой  греки  совершили  кардинальный переворот:  они

стремились задачу и ее решение как можно более общим образом,  без

отнесения ее  к конкретному приложению.  Так произошел интеллекту-

альный рывок от того,  что Платон  назвал  "логистикой"  (то  есть

прикладной математикой) к математике абстрактной.  Еще более важно

то, что греки впервые ввели  доказательства.  Они  применялись  ко

вполне известным вещам, так уже на Востоке было известно, что углы

при основании равнобедренного треугольника равны,  но только Фалес

доказал эту теорему.  Путь абстрактных обобщающих построений, опи-

рающихся на доказательства - это существенное новшество в  корпусе

знаний античности. Может быть, именно этот решительный шаг к осво-

бождению от конкретности,  к превращению  математики  во  всеобщее

знание и обусловил громадный прогресс самой математики. Нет сомне-

ний в научности математики Древней Греции.  Не случайно геометрией

Эвклида пользовались  на  протяжении  всего  последующего развития

человечества, и она (естественно,  в обогащенном виде) была единс-

твенной геометрией вплоть до XIX века, пока не появилась геометрия

Лобачевского-Римана. На протяжении веков все древнегреческие фило-


                              - 9 -

софы были и математиками. Не случайно лозунгом-символом, объявлен-

ным главным принципом Академии Платона,  была сентенция:  "Не гео-

метр да не войдёт".

     Развиты были  также  описательные  науки,  такие как биология

(прежде всего систематизированные представления о живых организмах

Аристотеля Стагирита)  и география.  Однако основной,  всеохватной

темой, красной нитью,  проходящей через творчество  известных  нам

философов было осмысление рождения и гибели с их первоисточниками,

первопричинами - самая широкая,  объединяющая  тема  философии.  И

мысль грека легко,  органично соединяла в ней и природу, и челове-

ка, и социальную жизнь.  Главное здесь то, что грек-философ однов-

ременно и физик,  и космолог,  и этик.  Он пытается разыскать одно

первоначало, сославшись на которое можно как бы разом осветить все

проблемы, решить все задачи,  касающиеся рождения,  жизни, гибели,

движения, изменения.  И общекосмическое первоначало  разыскивается

не где-нибудь, а в самой природе.

     Духовная и художественная культура Древней Греции  не  просто

является ценнейшей частью мировой.  В ней сформировалась общеевро-

пейская культурная парадигма.  Это означает не просто то, что гре-

ческими  мотивами  пронизана вся последующая европейская художест-

венная культура.  Греки вытащили на белый свет, представили нашему

сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, ис-

тина, цель и благо,  космос, единое и многое, предел и беспредель-

ное, число и величина,  мера и сущность, разум и логика, воображе-


                              - 10 -

ние и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника,

материя и ее двойственность... Без обращения к греческому наследию

европейской культры  просто  бы  не существовало и мы не смогли бы

понять хоть как нибудь,  хоть по своему,  ни арабских математиков,

ни индийских и китайских мудрецов.

     В заключении хотелось бы вспомнить концепцию "осевого  време-

ни" К.Ясперса,  согласно которому взрыв античного самосознания был

частью мирового процесса,  в котором разрозненные цивилизации ока-

зались вовлечены в осознание общечеловеческих и общебытийных проб-

лем,  "ужаса мира и собственного ничтожества". Это сделало возмож-

ным кудьтурный диалог, само понятие "человечество", которым мы так

привыкли пользоваться.

                    БИБЛИОГРАФИЯ:

     1. Ф.Ницше  "Рождение трагедии,  или Эллинство и варварство",

        Соч в 2-х т., М., 1990

     2. Античность как тип культуры. М., 1988

     3. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки. Становление и разви-

        тие первых научных программ. М.,1980

     4. История философии: Запад - Россия - Восток. М., 1995

←предыдущая следующая→  
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»