Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Естественная и гуманитарная культуры. Научный метод

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ

 

ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОГО БИЗНЕСА

_____________________________________________________________

 Cовременные концепции естествознания

Реферат по теме
 " Естественная и гуманитарная культуры.

Научный метод."

выполнил: Весенев Р.В.

принял: Скалкин В.В.

             

  Москва 1997

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение      

Естествознание: смысл слова и содержание понятия  

Четыре стадии познания Природы    

Природа (Вселенная, Жизнь и Разум) как единый многогранный объект естествознания  

История и логика развития естествознания   

Научная проблема и ее решение—главная структурная единица науки  

Двуединая дискретно-непрерывная природа материи

Ключевые источники естествознания    

Заключение

 

Список литературы  

Введение

Есте­ствознание затрагивает вопросы не только собственно естественно-научные, но и гуманитарные, потому что в нем освещаются пути познания Человеком Приро­ды. т. е. пути развития науки. А изучение этих путей составляет предмет философии (как науки о мышлении и познании) и социо­логии (как науки о развитии человеческого общества) или психо­логии (как науки о человеческом интеллекте).

Есте­ствознание является до известной степени основой всякого зна­ния—и естественно-научного, и технического, и гуманитарного. Поэтому он имеет особое значение для меня, всту­пающего а третье тысячелетие, ибо ведущей тенденцией развития современной цивилизации в ближайшем будущем становятся ингеграцнонные (объединительные) процессы. Процессы, получив­шие названия {{Великого единения}} или «Высокого соприкоснове­ния» самых разнообразных научных и (философских идей в рам­ках возрождающегося гуманизма. Человеческое общество вступило в век господства микроэлектроники, информатики и биотехнологии, которые в корне преобразуют промышленное и сельскохозяйственное производство

Естествознание: смысл слова и содержание понятия

         Слово «естествознание» представляет собой сочетание двух слов — «естество» («природа») и «знание». Оно может быть заме­нено менее употребительным словом-синонимом «природоведе­ние», которое происходит от общеславянского термина «веды» или «веда» - наука, знание. Мы и до сих пор говорим «ведать»в смысле знать. Но в настоящее время под естествознанием понимается прежде всего так называемое точное естествознание, т.е. уже вполне оформленное - часто в математических формулах - «точное» знание о всем, что действительно есть (или, по крайней мере, возможно) во Вселенной, а «природоведение» (подобно пресловутому «обществоведению» или «науковедению») обыч­но невольно ассоциируется с какими-то еще аморфными пред­ставлениями о предмете своего «ведения».

         Когда-то очень давно в русский язык в качестве синонима слова «природа» вошел крайне распространенный латинский тер­мин «натура» (natura). Но только в европейских странах, напри­мер в Германии, Швеции и Голландии, на его основе образовался соответствующий термин «Naturwissenschaft»,т.е. буквально — наука о природе, или естествознание. Он стал основанием также по существу международного термина «натурфилософия» (фило­софия природы).

          Проблемы устройства, происхождения, организации или самой органической природы всего, что есть во Вселенной (в Космосе), т.е. все проблемы естествознания, космологии и ко­смогонии, первоначально относились к «физике» или «физио­логии». Во всяком случае, Аристотель (384—322 до н. э.) называл своих предшественников, занимавшихся этими проблемами, «физиками» или «физиологами», ибо древнегреческое слово «фи­зис» или «фюсис», очень близкое к русскому слову «природа», первоначально означало «происхождение», «рождение», «созда­ние».

         Отсюда—естественная (органическая, природная, изначальная) взаимосвязь всего естествознания (включая космологию и космогонию) с физикой, которая является как бы исходной основой науки о Природе.

          Но если вопрос о происхождении слова «естествознание» решается легко, то вопрос о том, что такое само естествознание как наука, т. е. вопрос о содержании и определении этого понятия, простым назвать нельзя.

           Дело в том, что имеются два широко распространенных определения этого понятия: 1) «естествознание—это наука о Природе как единой целостности» и 2) «естествознание—это совокупность наук о Природе, взятая как единое целое».

           Как видно, эти два определения отличны друг от друга. Первое из них говорит об одной единой науке о Природе, подчер­кивая единство Природы самой по себе, ее нерасчлененность. Тогда как второе определение говорит о естествознании как о совокупности,т.е. о множестве наук, изучающих Природу, хотя в нем и содержится указание, что это множество надо рассматривать как единое целое.

          Однако далее мы увидим, что между этими двумя определени­ями уж очень большого различия нет. Ибо «совокупность наук о Природе, взятая как единое целое», т. е. не просто как сумма разрозненных наук, а именно как единый комплекс тесно взаимо­связанных естественных наук, дополняющих друг друга,—это и есть одна наука. Только наука обобщенная, или интегративная (от латинского «integer»—целый, восстановленный).

         В средней школе в совокупность естественных наук обычно включают прежде всего физику, химию и биологию, а дополни­тельно к ним астрономию и географию, имеющие более специфи­ческий характер. В высшей школе число всевозможных естествен­ных наук доходит до нескольких десятков и даже сотен ввиду их бесконечного дробления на узко специализированные дисципли­ны. С некоторой условностью в естествознание включают наряду с такими основными естественными науками, как физика, химия и биология, еще и психологию, которую относят также и к гума­нитарным наукам.

 Ответ на этот вопрос однозначен: чтобы четко представить себе подлинное единство Природы (ее целостность), а именно-то единое основание, на котором построено все бесчисленное разнообразие предметов и явлений Природы и из которого вытекают основные законы, связывающие микро- и макромиры, Зем­лю и Космос, физические и химические явления между собой и с жизнью, с разумом. Так же, как нельзя постичь законы, управляющие жизнью и деятельностью человека, посредством знакомства лишь с анатомией отдельных его органов, так невоз­можно, изучая порознь отдельные естественные науки, познать Природу как одно целое.

          Прежнее изучение физики, химии и биологии было лишь первой необходимой ступенью к изучению Природы во всей ее целостности.

          Четыре стадии познания Природы

         История науки свидетельствует о том, что в своем познании Природы, начиная с самых первых его шагов в древности, чело­вечество прошло через три стадии и вступает в четвертую.

         На первой из них сформировались общие синкретические (не­расчлененные,недетализированные)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»