Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Зарождение Европейской культуры. Миф и ритуал

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

    МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.ЛОМОНОСОВА

 

           _ 2ЗАРОЖДЕНИЕ ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ. МИФ И РИТУАЛ.

                                        Реферат

                                        студента

                                        факультета экономики

                                        Международного Университета

                                        Бизнеса и Управления

                                        Улугбека Батырова

                              1996


                              - 2 -

     С античной Греции начинается путь человечества от мифа к  логосу.

Преодоление  мифа и замена его знанием за тысячелетия сформировало но-

вый тип человека,  культуры,  цивилизации. Именно там около 500 лет до

нашей эры,  во время, названное К.Ясперсом "осевым", рождалась "запад-

ная" модель культуры со своей рациональностью,  демократизмом, направ-

ленностью  на  завоевание природы.  Эта культура возникла не на пустом

месте.  Ей предшествовали архаические культуры, существовавшие тысяче-

летиями; рациональному сознанию предшествовало мифологическое, природе

как объекту, сцене для деяний человека предшествовала освященная, оду-

шевленная, магическая природа.

     Около 6 тысяч лет назад начинается история минойской  цивилизации

на острове Крит, когда небольшая колония эмигрантов впервые прибыла на

остров.  Они привезли с собой свою Богиню,  а также аграрную  технику,

что  позволяет отнести этих новых поселенцев к представителям неолита.

В последующие тысячелетия происходило постепенное развитие  гончарного

ремесла, ткачества, гравировки и других ремесел, а также торговли, ме-

таллургии и архитектуры. Формировался живой и радостный художественный

стиль, столь характерный для Крита.

     Подобная, хотя и более отсталая, земледельческая оседлая матриар-

хальная культура, видимо, существовала на большей части терри _т .ории Ев-

ропы,  пока ее не захлестнули волны  миграций  индоевропейцев.  Где-то

между 4000 г.  до н.э. и 2000 г. до н.э. они принесли сюда совсем дру-

гую культуру - патриархальную,  расслоенную,  пастушескую, мобильную и

ориентированную на войну. Индоевропейцы были кочевниками, чей первона-


                              - 3 -

чальный дом является предметом ученых споров.  Вероятно, их ранняя об-

ласть обитания локализуется в южно-русских степях,  на юго-востоке Ев-

ропы и северо-востоке Передней Азии. Они приручали диких коней ( глав-

ное культовое животное - лошадь ) и создали колесницы,  тогда как дру-

гие народы Европы и Азии разводили в основном  крупный  рогатый  скот.

Боевые колесницы дали им превосходство в бою над врагами, формировался

слой воинов и военной знати,  возникала героическая мифология. Женские

божества  старой  Европы заменялись или смешивались с индоевропейскими

мужскими божествами. В соответствии со структурой большой патриархаль-

ной семьи,  возглавляемой отцом-"патриархом", верховное божество индо-

европейцев выступает как "бог-отец".

     На самом  деле мы почти ничего не знаем о доиндоевропейской мифо-

логии.  Что касается индоевропейцев, мы можем судить об их мифах и об-

рядах  при помощи сравнительно-исторических исследований зафиксирован-

ных мифов разных народов,  остаткам погребальных курганов и жертвопри-

ношений.  Древнейший письменный источник,  связанный с индоевропейской

мифологией - Веды, наиболее древняя часть которых - Ригведа, представ-

ляющая собой сборник гимнов,  писавшийся между первым и вторым тысяче-

летиями до н.э.  Эти гимны произносились во время  ритуалов  (  прежде

всего,  жертвоприношений ), и представляли собой просьбы к богам, оли-

цетворяющим природные силы ( например,  Агни -  бог  огня,  оставивший

свой  след  в русском языке ).  Одним из наиболее почитаемых,  судя по

Ригведе, был шаманский бог Сома ( в древнем Иране - Хаома ), отождест-

вляемый с напитком, изменяющим сознание и играющим очень важную роль в


                              - 4 -

ритуалах ( ср.  с древнегреческими Элевсинскими мистериями,  возможно,

имеющими те же индоевропейские истоки ).  Обращение к мифологии крайне

важно для понимания архаической культуры, мифологические представления

составляют "костяк" архаического сознания. Одно из главных революцион-

ных изменений во взглядах на миф,  произошедших в нашем веке  -  новое

понимание его значения, впервые обозначенное в концепции Малиновского,

показавшего,  что миф в  архаических  обществах  является  не  столько

средством познания мира, сколько выполняет чисто практические функции,

поддерживая традиции и непрерывность племенной культуры. Миф кодифици-

рует мысль, укрепляет мораль, выступает как инструмент разрешения кри-

тических проблем,  относящихся к благополучию индивида и общества. Та-

ким  образом,  миф,  с одной стороны,  является

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»