Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Зарождение Европейской культуры. Миф и ритуал

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

является продуктом архаического

сознания, а с другой - инструментом его регуляции.

     В архаическом  общест _в .е  мифология  является  доминантой духовной

культуры.  По сей день среди  философов,  антропологов,  психологов  и

представителей  других  областей знания ведутся споры о природе и роли

мифов,  структуре мифологического сознания. Например, как считает К.Г.

Юнг,  разница  между  архаичным и современным человеком прежде всего в

том, что у первого менее развиты структуры саморефлексии, сознательно-

го "я",  и по этой причине он воспринимает собственные психические со-

держания,  лежащие на периферии сознания, как нечто внешнее. "В начале

формирования сознания психика фактически находится вовне в форме наме-

рений и сил произвола и только в процессе душевного развития она  пос-

тепенно врастает в человека" (Юнг, 1993). Духи, души предков по Юнгу -


                              - 5 -

отщепленные части индивидуальной психики,  для взаимоотношения с кото-

рыми и предназначены мифы, магия, ритуалы. На огромном фактическом ма-

териале Юнг показал гомогенность,  общность в различных видах  челове-

ческой фантазии (включая миф, поэзию, сновидения).

     Чтобы объяснить единство символического языка человеческого вооб-

ражения,  Юнг постулировал существование в психике человека коллектив-

но-психологического субстрата,  почвы индивидуальной психики - коллек-

тивного бессознательного.  Функциональные структуры коллективного бес-

сознательного - архетипы - Юнг сравнивал со стереометрической структу-

рой кристалла.  Это первичные формы, организующие психические содержа-

ния,  схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего челове-

чества.  Результатом  актуализации архетипов становятся архетипические

идеи,  являющиеся основными содержаниями мифологических представлений.

Таким образом,  в науке сложилось представление о мифах как о структу-

рах,  выражающих "необычную" психологическую реальность,  т.е.  как  о

символических системах.

     Основные категории сознания архаичного человека, такие как прост-

ранство,  время, причинность, были сформированы именно мифологическими

представлениями. Одной из важнейших черт мифа как жанра является отне-

сение действия к мифическому времени. Практически мифологическое моде-

лирование осуществляется посредством повествования о некоторых событи-

ях прошлого (лишь в некоторых поздних мифологических системах - отчас-

ти и будущего - в эсхатологических мифах)  (Мелетинский  Е.М.,  1995).

Сущность вещей сводится к их генезису,  описать вещь или весь мир - то


                              - 6 -

же самое,  что поведать историю её (его) творения. Действия мифических

существ, совершенные во время творения, становятся парадигматическими.

М. Элиаде говорит о "платоновской" структуре всякой мифологии: все эм-

пирическое рассматривается архаичным человеком как "тени" вечных осно-

ваний.  Мифологическое мышление принципиально не исторично, игнорирует

историческую гетерогенность, все многократные изменения профанного эм-

пирического времени сводит к однократным актам творения, совершенным в

трансцендентное  время  .  К  этом времени не применима наша категория

"далекого прошлого" - каждый год в дни  праздников  архаичный  человек

переходит  в священное время - первичное мифическое время,  преобразо-

ванное в настоящее (Элиаде М., 1994). Итак, время воспринимается мифо-

логическим сознанием как качественно неоднородное,  циклическое, обра-

тимое.

     Пространство также неоднородно - существует сакральный центр мира

("пуп земли") и периферия, где нарастает хаос. Только сакральная часть

космоса представляется архаичному человеку реальностью в полном смысле

слова; этот центр - место, где совершается ритуал.

     Основателем ритуализма считается Дж.  Фрейзер,  сопоставивший от-

дельные мифологические мотивы с традиционными обрядами  и  выдвинувший

теорию о происхождении большинства мифов из ритуалов. Особенно обстоя-

тельно Фрейзер рассмотрел мифологический мотив "умирающего и воскреса-

ющего  бога" в связи с аграрными календарными культами и более архаич-

ными ритуалами посвящения (МНМ,  1991). Дискуссии об отношениях мифа и

ритуала  ведутся и по сей день,  но можно с уверенностью сказать,  что


                              - 7 -

практически каждому ритуалу соответствует миф о его происхождении. Об-

ратное  не  всегда верно,  но если мифы и не отсылают к ритуалу прямо,

"они не порывают связи с ритуалом и лежащим в его основе идеями,  ста-

новясь  другим  (дополнительным) способом их выражения" (Топоров В.Н.,

1988)

     Ритуал занимает  стержневое  положение в жизни архаичных обществ.

По некоторым данным,  "праздники" в своей совокупности могли  занимать

половину всего годового времени (Топоров В.Н., 1988). Что представляет

из себя ритуал в психологическом  плане  трудно  понять,  не  находясь

внутри него, т.е. в рамках той же культуры и в том же состоянии созна-

ния. Основным годовым ритуалом практически в любом архаическом общест-

ве  является ритуал "обновления мира" (Элиаде М.,  1995),  связанный с

космогоническими мифами,  составляющими "костяк" мифологических предс-

тавлений.  Основной смысл космогонического процесса - превращение пер-

возданного хаоса в упорядоченный космос,  "неозначенного" и,  следова-

тельно,  недифференцированного  "нечто"  в  систему бинарных оппозиций

("земля-небо",  "свет-тьма",  "инь- ян" ). В индоевропейской мифологии

главная  такая оппозиция - это отец-небо и оплодотворяемая им обожест-

вляемая земля-мать ( в противоположность  светлому  богу  -  "темная",

"черная" ), от брака которых рождаются остальные мифологические объек-

ты.

     В ритуале,  как и в мифе, главное - структура, "положительные или

отрицательные оценки героев,  та или иная мотивация их поступков 

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»