Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

История театра древней Греции, Рима и средневековья

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


 

                      ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ТЕАТР

          Происхождение древнегреческой драмы и театра.

  Появлению драмы в Греции  предшествовал  длительный  период, на

протяжении которого главенствующее место занимали сначала  эпос,а

затем лирика.Все мы знаем богатый героический эпос-поэмы  "Иллиа-

да" и "Одиссея",дидактический (поучительный)  эпос-поэмы  Гесиода

(VII в. до н.э.);это произведения лирических поэтов VI в. до н.э.

  Рождение греческой драмы и театра связано  с  обрядовыми  игра-

ми,которые посвящались  богам-покровителям  земледелия:Деметре,ее

дочери Коре,Дионису.Такие обряды иногда превращались в  культовую

драму.Например,в городе Элевсине во  время  мистерий  (таинств,на

которых присутствовали  лишь  посвященные)  устраивались  игры,во

время которых изображалось бракосочетание Зевса и Деметры,похище-

ние Коры Плутоном,скитания Деметры в поисках дочери  и  возвраще-

ние Коры на землю.

  Дионис (или Вакх) считался богом  творческих  сил  природы;поз-

днее он стал богом виноделия,а потом богом поэзии и театра.Симво-

лами Диониса служили растения,особенно виноградная лоза.Его  час-

то изображали в виде быка или козла.

  На праздниках,посвященных Дионису,распевали не  только  торжес-

твенные,но и веселые карнавальные песни.Шумное веселье  устраива-

ли ряженые,составлявшие свиту Диониса.Участники праздничного шес-

твия мазали лицо винной гущей,надевали маски и козлиные шкуры.

  Из обрядовых игр и песен в  честь  Диониса  выросли  три  жанра

древнегреческой  драмы:трагедия,комедия  и  сатировская   комедия

(названная так по хору,состоявшему из сатиров).Трагедия  отражала

серьезную сторону дионисийского культа,комедия- карнавально-сати-

рическую.Сатировская драма представлялась средним  жанром.Веселый

игровой характер и счастливый конец определили ее место на  праз-

дниках в честь Диониса:сатировскую драму ставили как заключение к

представлению трагедий.

  Трагедия,по свидетельсьву Аристотеля,брала  начало  от  запевал

дифирамба,комедия-от запевал фаллических песен,т.е. песен,в кото-

рых прославлялись плодоносящие силы природы.К диалогу,который ве-

ли эти запевалы с хором,примешивались элементы  актерской  игры,и

миф как бы оживал перед участниками праздника.

  Многое о происхождении греческой драмы могут сказать сами  сло-

ва трагедия и комедия.Слово трагедия происходит от  двух  гречес-

ких слов: трагос-"козел" и одэ-"песнь", т.е.  "песнь  козлов".Это

название вновь ведет нас к сатирам-спутникам   Диониса,козлоногим

существам,прославлявшим подвиги и  страдания   бога.Слово комедия

происходит от слов комос и одэ."Комос"- это  шествие  подвыпившей

толпы  ряженых, осыпавших друг  друга  шутками  и   насмешками,на

сельских праздниках в честь  Диониса. Следовательно,слово комедия

обозначает "песнь комоса".

  Греческая трагедия,как правило,брала сюжеты из  мифологии,кото-

рая хорошо была известна каждому греку.Интерес зрителей  сосредо-

точивался не на фабуле,а на трактовке мифа автором,на той  общес-

твенной и нравственой проблематике,которая  разворачивалась  вок-

руг всем известных эпизодов мифа.Используя мифологическую оболоч-

ку,драматург отражал в трагедии современную ему общественно-поли-

тическую жизнь,высказывал свои  этические,философские,религиозные

воззрения.Поэтому роль  трагических  представлений  в  обществен-

но-политическом и этическом воспитании граждан была огромна.

  Уже во второй половине VI в.до н.э.  трагедия  достигла  значи-

тельного развития.Античная история передает,что  первым  афинским

трагическим поэтом был Феспид (VI  в.до  н.э.).Первая  постановка

его трагедии (название ее неизвестно) состоялась весной 534 г. до

н.э. на празднике Великих Дионисий.Этот год принято  считать  го-

дом рождения мирового театра.

  Феспиду приписывают усовершенствование масок и театральных кос-

тюмов.Но главным нововведением Феспида было выделение из хора од-

ного исполнителя,актера.Этот актер,или,как его называли в Греции,

гипокрит("ответчик"),мог обращаться к хору  с  вопросами,отвечать

на вопросы хора,изображать по ходу  действия  различных  персона-

жей,покидать сценическую площадку и возвращаться на нее.

  Таким образом,ранняя греческая трагедия была своеобразным  диа-

логом  между актеров и хором и по форме напоминала скорее кантану.

При этом,хотя количественно партия актера в первоначальной  драме

была невелика и главную роль играл хор,  именно  актер  с  самого

своего появления стал носителем действенного,энергичного начала.

  В комедии гораздо шире,чем в трагедии, к  мифологическим  моти-

вам примешивались житейские,которые постепенно стали  преобладаю-

щими или даже единственными,хотя в целом комедия по-прежнему счи-

талась посвященной Дионису.Так,во  время  комоса  стали  разыгры-

ваться небольшие сценки бытового и пародийно-сатирического содер-

жания.Эти импровизированные сценки представляли собой  элементар-

ную форму народного балаганного театра и назывались мимами (в пе-

реводе  значит  "подражание","воспроизведение"; исполнители  этих

сценок также назывались мимами).Героями мимов  были  традиционные

маски народного  театра:горе-воин,базарный  воришка,ученый-шарла-

тан,простак,дурачащий всех,и т.д. Песни комоса и  мимы-это  глав-

ные истоки древней аттической комедии.

  Возникшая из аттического комоса комедия V в. до н.э. была поли-

тической по своему содержанию.Она постоянно  затрагивала  вопросы

политического строя,внешней политики Афинского государства,вопро-

сы воспитания молодежи,литературной борьбы и др.

  Злободневность древней аттической комедии усуглублялась тем,что

в ней допускалась полная свобода в карикатурном  изображении  от-

дельных граждан,выводимых к тому же под своими подлинными  имена-

ми (поэты Эсхил,Софокл,Еврипид,Агафон,вождь  афинской  демократии

Клеон,философ Сократ и другие-у Аристофана).При этом древняя  ат-

тическая комедия создает обычно образ не  индивидуальный,а  обоб-

щенный,близкий к маске народного комедийного театра.Например,Сок-

рат в "Облаках" Аристофана наделен не чертами  реального  лица,но

всеми свойствами ученого-шарлатана,одной из любимых масок  народ-

ных карнавалов.Такая комедия могла существовать  только  в  усло-

виях афинской рабовладельческой демократии.

         Театр демократических Афин.V век до нашей эры.

  Своего наивысшего расцвета древнегреческое  театральное  искус-

ство достигло в творчестве трех великих трагиков V в.до

н.э.-Эсхила,Софокла,Еврипида-и    комедиографа    Аристофана,дея-

тельность которого захватывает и начало IV в. до  н.э.Одновремен-

но с ними писали и другие драматурги.Однако до нас  дошли  только

небольшие отрывки их произведений,а иногда-лишь имена  и  скудные

сведения.

  Эсхил (525-456 до н.э.).Его творчество связано с эпохой станов-

ления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»