Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Крылатые выражения из древнегреческой мифологии и Библии

Документ 1 | Документ 2 | Документ 3

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

1. Авгиевы конюшни.    

В греческой мифологии Авгиевы конюшни — обширные конюшни Авгия, царя Элиды, которые в продолжение многих лет не убирались. Очищены  они  были в один  день героем Гераклом  (Геркулесом): он направил через конюшни реку, воды которой и унесли весь навоз. Миф этот впервые сообщен греческим историком Диодором Си­цилийским (1 в. до н. э.). Возникшее отсюда выражение «авгиевы конюшни» применяется для обозначения очень грязного помещения, а также сильной запущенности, засоренности, беспорядка в делах, требующих  больших усилий для их устранения; крылатым оно стало еще в древности (Сенека, Сатира на смерть императора Клавдия; Лукиан, Александр).

2. Антей.

В греческой мифологии  Антей — гигант, сын Посейдона  (бога морей) и  Геи (богини земли). В  единоборстве он побеждал  всех своих противников, так как черпал новые силы, прикасаясь к земле — своей матери. Погиб в борьбе с Гераклом  (Геркулесом), который поднял  его на воздух, лишив возможности  прикоснуться к земле, и задушил его. Миф этот передан греческим писателем Аполлодором (II в. до н. э.) в «Библиотеке» (2, 5, II). Образом Антея поль­зуются, говоря о силе, которой человек обладает, когда он связан с родной землей, родным народом.

3. Аврора.   

В римской мифологии Аврора — богиня утренней зари. В об­разной и поэтической речи — синоним  утренней зари. Выражение «розоперстая Аврора» вошло в литературную речь из поэм Гомера.

4. Аргус.    

В греческой мифологии Аргус — многоглазый великан. Ревнивая богиня Гера приставила его стражем к Ио, дочери аргосского царя, в которую влюбился  Зевс. Не знающий  сна Аргус  зорко охранял

5. Ариаднина нить.    

Выражение, означающее: путеводная нить, руководящая мысль, способ, помогающий выйти из затруднительного положения, решить трудный вопрос. Возникло из греческих мифов об афинском герое Тесее, убившем  Минотавра,  чудовищного полубыка-получеловека. Афиняне  обязаны были по требованию критского царя Миноса каж­дый год отправлять на Крит семь юношей и семь девушек на съедение Минотавру, обитавшему в построенном для него лабиринте, из кото­рого никто не мог выйти. Совершить опасный подвиг Тесею помогла полюбившая  его дочь критского царя Ариадна. Тайно от отца она дала ему острый  меч и клубок ниток. Когда Тесея и обреченных на растерзание юношей и девушек отвели в лабиринт. Тесей привязал у входа конец нитки и пошел по запутанным переходам, постепенно разматывая клубок. Убив Минотавра, Тесей по нитке нашел обратный путь из  лабиринта и  вывел оттуда всех обреченных (Овидий, Метаморфозы,  8, 172; Героиды, 10, 103).

6. Ахиллесова пята.    

В греческой мифологии Ахиллес (Ахилл) — один из самых силь­ных и храбрых героев; он воспет в «Илиаде» Гомера. Послегомеровский миф, переданный римским писателем Гигином, сообщает, что мать Ахиллеса, морская богиня Фетида, чтобы  сделать тело сына неуязвимым, окунула его в священную реку Стикс; окуная, она держала его за пятку, которой не коснулась вода, поэтому пятка осталась единственно уязвимым местом  Ахиллеса, куда он и был смертельно ранен стрелой Париса. Возникшее отсюда выражение «ахиллесова (или ахиллова) пята» употребляется в значении: слабая сторона, уязвимое место чего-либо.

7. Бочка Данаид.     

Данаиды  в  греческой мифологии — пятьдесят  дочерей царя Ливии  Даная, с которым враждовал его брат Египет, царь Египта. Пятьдесят сыновей Египта, преследуя Даная, бежавшего из Ливии в Арголиду, вынудили  беглеца отдать им в жены  его пятьдесят дочерей. В первую же брачную ночь Данаиды, по требованию отца, убили своих мужей. Только одна из них решилась ослушаться отца. За совершенное преступление сорок девять Данаид были после своей смерти присуждены богами вечно наполнять водой бездонную боч­ку в подземном царстве Аида. Отсюда возникло выражение «бочка Данаид», употребляемое в значении: постоянный бесплодный труд, а также — вместилище, которое никогда не может быть наполнено. Миф о Данаидах впервые изложен римским писателем Гигином (Бас­ни, 168), однако образ бездонного сосуда встречается у древних греков раньше. Лукиан  первый использовал выражение  «бочка Данаид».

8. Век Астреи.     

В греческой мифологии Астрея —  богиня справедливости. Вре­мя, когда она  находилась на земле, было  счастливым, «золотым веком». Она покинула землю в железном веке и с тех пор под именем Девы сияет в созвездии Зодиака. Выражение «век Астреи» употреб­ляется в значении: счастливая пора.

9. Возлияние [поклонение] Бахусу [Вакху].    

Бахус (Вакх) — в  римской мифологии — бог вина  и веселья. У древних римлян при жертвоприношениях богам существовал обряд возлияния, заключавшийся в выливании вина из чаши в честь бога. Отсюда возникло шутливое выражение «возлияние Бахусу», употреб­ляемое в значении: попойка. Имя этого древнеримского бога употреб­ляется и в других шутливых выражениях  о пьянстве: «поклоняться Бахусу», «служить Бахусу».

10. Геркулес. Геркулесов труд [подвиг]. Геркулесовы  столпы  [столбы].    

Геркулес (Геракл) — герой греческих мифов («Илиада», 14, 323; «Одиссея», II, 266), одаренный необыкновенной физической силой; он совершил  двенадцать подвигов — убил чудовищную Лернейскую гидру, очистил конюшни  Авгия и  проч. На противоположных  бе­регах Европы  и  Африки  у Гибралтарского пролива  он поставил «Геркулесовы столпы (столбы)». Так в древнем мире называли ска­лы  Гибралтарскую и Джебель-Муса. Столпы  эти считались «краем мира», дальше  которого нет пути. Поэтому выражение  «дойти до 'Геркулесовых столбов» стало употребляться в значении: дойти до предела чего-либо, до крайней точки. Имя легендарного греческого героя  стало нарицательным для  человека, обладающего большою физической силой. Выражение  «Геркулесов труд, подвиг» употреб­ляется, когда говорят о каком-либо  деле, требующем  необыкно­венных усилий.

11. Геркулес на распутье.    

Выражение возникло из речи греческого софиста Продика (V в. до н. э.), известной лишь в изложении Ксенофонта «Воспоминания о Сократе», 2, 1, 21—33). В этой речи Продик  рассказал сочи­ненную им аллегорию о  юноше Геркулесе (Геракле), сидевшем на распутье и размышлявшем о жизненном пути, который ему предсто­яло избрать. К нему подошли две женщины: Изнеженность, нарисо­вавшая ему жизнь, полную удовольствий и роскоши, и Добродетель, указавшая ему тяжелый путь к славе. Выражение «Геркулес на рас­путье» применяется к человеку, затрудняющемуся в выборе между двумя решениями.

12. Гидра.    

В греческой мифологии  гидра — многоглавая змея, у которой, когда у нее отрубали одну голову, вновь вырастали две новых; впервые миф о ней передан древнегреческим поэтом Гесиодом (VIII—VII в. до н.э.) в «Теогонии». Переносно: враждебная сила, борьба с которой необычайно трудна. Образ гидры широко применялся в парламентских речах, брошюрах и газетах в эпоху буржуазной французской револю­ции XVIII  в.; появились выражения «гидра аристократии», «гидра анархии» и др. (Поль   Л а фар г, Сочинения, т. III, М.— Л. 1931, с. 252). В русской литературе образ гидры появляется также в XVIII в. Так, например, поэт В. П. Петров (1736—1799) в послании  1772 г. Г. Г. Орлову призывал его, имея в виду участников «чумного бунта» в Москве:

Пронзи сих гидр, Орлов, то звание твое...

Перекарай, окуй и ноги им и руки

И пригвозди к горам для вящей дерзким муки.    

В реакционных кругах было распространено выражение «гидра революции»; в кругах революционных — «гидра контрреволюции».

13. Гименей. Узы [цепи] Гименея.     

В Древней Греции слово «гименей» означало и свадебную песню, и божество брака, освященного религией и законом, в отличие от Эроса, бога свободной любви. Иносказательно «Гименей»,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»