Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Культура Византии (IV-XIV вв)

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 

Культура Византии (IV-XIV вв).

В своем реферате я хотел бы рассказать о культуре Византии, одном из государств, которое внесло большой вклад в развитие

культуры  в Европе Средних  веков. В истории  мировой культуры

Византии принадлежит особое, выдающееся место. В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы

литературы и искусства, которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического

мышления, глубиной философской мысли. По силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, Византия всегда оставалась центром

своеобразной и воистинну блестящей культуры.  Если пытаться отделить византийскую  культуру  от  культуры  Европы , Переднего  и  Ближнего Востока,  то наиболее  важными будут  следующие факторы :

1. В Византии была языковая общность (основным языком был греческий);

2. В Византии была религиозная общность ( основной религией было христианство в форме православия);

3. В Византии при всей многоэтничности, существовало этническое ядро, состоящее из греков.

4.   Византийскую   империю                             всегда   отличали   устойчивая

государственность и централизованное управление.

Это все, конечно, не исключает того, что византийская культура, оказывавшая воздействие на многие соседние страны, сама подвергалась культурному влиянию со стороны как племен и народов, населявших ее, так и сопредельных ей государств. В течение своего тысячелетнего

существования Византия  сталкивалась с  мощными внешними  культурными

влияниями, исходившими из  стран, находившихся на  близкой ей стадии

развития, - из Ирана, Египта, Сирии, Закавказья, а познее латинского

Запада и Древней Руси. С другой стороны, Византии приходилось вступать в разнообразные культурные контакты с народами, стоявшими на несколько или на значительно более низкой стадии развития ( византийцы называли их "варварами" ).

Процесс развития Византии был не прямолинейным. В нем были эпохи подъема и упадка, периоды торжества прогрессивных идей и мрачные годы господства  реакционных.  Но  ростки   нового,  живого,  передового прорастали рано  или поздно  во всех  сферах жизни,  во все  времена. Неиссякаемым  источником  культуры  было  народное  творчество.  Под покровом традиций и  стереотипов жило, действовало  и пробивало себе дорогу  новое, творческое начало.

Всю тысячелетнюю историю Византии можно условно разделить на три периода   :   1.сер.IV-пер.пол.VII   вв.   -   период   разложения рабовладельческого  строя  и   становления  средневекового   общества.

2.сер.VII-нач.XIII вв. - появление и развитие феодализма в Византии.

3.XII-сер.XV вв. - последний период, характеризующийся дальнейшим развитием феодализма и началом его разложения.

Первые столетия существования Византийского государства можно рассматривать как важнейший этап в формировании мировоззрения

византийского общества, опиравшегося на традиции языческого эллинизма

и принципы христианства. В  ранней Византии новый расцвет  переживает

философия  неоплатонизма.  Появляется  ряд  философов-неоплатоников -

Прокл, Диадох, Плотин, Псевдо-Дионисий Ареопагит. Неоплатонизм непосредственно примыкал и сосуществовал с ранневизантийской философской мыслью. Но неоплатонизм требовал от своих приверженцев

специальной философской подготовки, особого мышления, поворота мозгов. Он был элитарен, то есть недоступен широким массам, в чем и сказалась его историческая обреченность.

Формирование христианства как философско-религиозной системы было сложным и длительным процессом.  Христианство впоитало в себя  многие философские и религиозные учения того времени. Христианская догматика сложилась под сильным влиянием не только ближневосточных религиозных учений, иудаизма, манихейства, но и неоплатонизма.Догмат о троичности божества, один  из центральных  догматов христианского  вероучения, - это,  по  существу  переосмысленная  триада  неоплатоников.  Однако христианство,  несмотря   на  наличие   общих  с   манихейством  и неоплатонизмом черт, принципиально отлично от манихейского дуализма и неоплатоновского  монизма.  Само  христианство  являлось  не  только синкретическим религиозным  учением, но  и синтетической  философско­религиозной системой,  важнам компонентом  которой являлись  античные философские учения. Это, может быть, объясняет в некоторой степени и то, что христианство не только  боролось с античной философией, но  и использовала ее в своих  целях. На смену непримиримости  христианства со  всем  что  несло  клемо  язычества  приходит  компромисс  между христианским  и  античным  миросозерцанием.  В  самом  неоплатонизме образовалось два  течения :  одно -  радикальное, настроенное  против христианства,  другое  -  более  умеренное.  Постепенно  берут  верх сторонники   компромисса   с   христианством.   Происходи   процесс отталкивания,  обособления   и  одновременно   сближения,  слияния неоплатоничекой  философии  и   христианского  богословия,  который завершается  поглощением  неоплатонизма  христианством.

Наиболее образованные и дальновидные христиански богословы поняли необходимость  овладения  всем  арсеналом  языческой  культуры  для использования ее в создании  философских концепций. В трудах  Василия Кесарийского, Григория Нисского и Григория Назианзина, в речах Иоанна Златоуста  можно  увидеть  сочетание  идей  раннего  христианства  с неоплатонической  философией,  порой   парадоксальное  переплетение риторических идей с новым идейным содержанием. Такие мыслители, как Василий  Кесарийский,   Григорий  Нисский   и  Григорий   Назианзин, закладывают  собственно   фундамент  византийской   философии.  их философские построения уходят глубокими корнями в историю эллинского мышления.  В  центре  их  философии  находится  понимание  бытия  как совершенства,  что   ведет  своеобразному   оправданию  космоса,   а следовательно, мира  и человека.  У Григория  Нисского эта  концепция порой приближается к пантеизму.

В переходную эпоху гибели рабовладельческого строя и становления феодального общества коренные сдвиги происходят во всех сферах духовной жизни Византии. Рождается новая эстетика, новая

система  духовных  и  нравственных  ценностей,  более соответствующая

складу  мышления  и  эмоциональным  запросам средневекового человека.

Патристическая литература, библейская космография, литургическая поэзия, монашеская повесть, всемирная хроника, христианская

агиография, пронизанные религиозным миросозерцанием, мало-помалу овладевают умами византийского общества и приходят на смену античной культуре.

Меняется и сам человек той эпохи, его видение мира, его отношение к  вселенной,  природе,  обществу.  Создается  новый  по  сравнению с античностью  "образ  мира",  воплощенный  в  особую  знаковую систему символов. На  смену античному  представлению о  героической личности, античному пониманию мира, как мира смеющихся богов и бессташно идущих на смерть героев, где высшее благо - ничего не бояться и ни на что не надеяться (очень  симпатичная философия),  приходит мир  страждущего, раздираемого  противоречиями,  маленького,  греховного  человека.  Он бесконечно унижен и слаб, но он верит в свое спасение в иной жизни и в этом пытается найти утешение. Христиансво с небывалой интенсивностью выявляет мучительное раздвоение внутри человеческой личности. Меняется и представление человека о космосе, о времени, о пространстве, о ходе истории : на смену замкнутым

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»