←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
Московский государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана
Реферат по культурологии
Тема:
2МЕСТО АНТИЧНОСТИ В ИСТОРИИ МИРОВОЙ
2КУЛЬТУРЫ
Исполнил студент 1-го курса
радиотехнического факультета
группы КМТ 3-11
ПОТАПОВ А.Е.
Москва 1995
.
- 2 -
2О Г Л А В Л Е Н И Е
ВВЕДЕНИЕ............................................ 3
1. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ............................. 6
2. КУЛЬТУРА ДРЕВНЕГО РИМА..............................12
3. АНТИЧНАЯ НАУКА......................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ....................22
.
- 3 -
В В Е Д Е Н И Е
Во многовековой истории развития человеческого общества особая
роль принадлежит античному периоду, что обусловлено, главным обра-
зом, его вкладом в мировую культуру. При этом культура античности
(как и культуры других эпох) рядом исследователей часто отождествля-
ется с понятием "цивилизация", как это имеет место, например, во
взглядах Э.Тэйлора. Отождествление этих понятий ведет к неясности в
понимании самого содержания культуры.
В научной литературе существуют различные определения цивилиза-
ции. В социально-философской литературе цивилизацией называется этап
человеческой истории, следующий за варварством. Вместе с тем в лите-
ратуре часто встречаются определения типа "европейская цивилизация",
"американская цивилизация", "русская цивилизация" и другие, которые
подчеркивают своеобразие региональных культур.
Понятие "цивилизация" происходит от латинского civilis (граж-
данский, государственный, политический) и во многом совпадает по
смыслу с понятием "культура". Первое понятие возникло и вошло в
русскую мысль в 18 веке. Оно означало окультуривание человека в сис-
теме государственного устройства, разумно устроенного общества. Вто-
рое понятие еще со времен античности означало формирование, воспита-
ние человеческой души, обуздание человеческих страстей. То есть, по-
нятие "цивилизация" в определенном смысле поглотило понятие "культу-
ра", оставив за ним то, что относится к формированию личного, твор-
ческого начала в человеческой деятельности. В то же время за поняти-
- 4 -
ем "цивилизация" в качестве одного из его определений закрепилась
характеристика материальной стороны человеческой деятельности. Соци-
альные преобразования и научные достижения 20 века внесли много но-
вого в понимание цивилизации, которую стали рассматривать как це-
лостность экономической, социально-классовой, политической и духов-
ной сфер жизни общества в определенных пространственных и временных
границах.
Вопрос о взаимосвязи культуры и цивилизации представляется до-
вольно запутанным из-за того, что они во многом перекрывают друг
друга. Представители англоязычной литературы аппелируют в большей
степени к понятию "цивилизация", а немецкие авторы - к понятию
"культура".
В отечественной литературе еще в начале 19 века понятие "куль-
тура" вообще не использовалась, заменяя его рассуждениями о просве-
щении, воспитании, образовании, цивилизации. Русская социальная
мысль стала использовать понятие "культура" в связи с рассуждениями
о цивилизации где-то со второй половины 19 века. Так, П.Л.Лавров пи-
сал: "Как только работа мысли на почве культуры обусловила общест-
венную жизнь требованиями науки, искусства и нравственности, то
культура перешла в цивилизацию, и человеческая история началась".
В настоящее время понятия "цивилизация" и "культура" часто
употребляются и воспринимаются как равнозначные,
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|