Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Митрофан Петрович Беляев и Беляевский кружок

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

 

                      КУРСОВАЯ РАБОТА

                          ПО ТЕМЕ

       "МИТРОФАН ПЕТРОВИЧ БЕЛЯЕВ И БЕЛЯЕВСКИЙ КРУЖОК"

               Автор - 

        Руководитель -

                        Москва 1996


                           - 2 -

                    О Г Л А В Л Е Н И Е

   Введение..............................................

   Часть первая..........................................

   Часть вторая..........................................

   Заключение............................................

   Источники.............................................


                           - 3 -

                          Введение

     Тема "Митрофан Петрович  Беляев  и  Беляевский  кружок"

заинтересовала  меня прежде всего тем,  что она дает широкий

простор для изучения музыкальной жизни конца XIX века. Кроме

того,  собирая  материал  по  этой  теме,  я многое узнала о

личности М.П.Беляева,  которая являет собой наиболее  яркий,

как   мне   кажется,   пример   меценатства  (наряду  с  А.А

Бахрушиным,  С.И.Мамонтовым,  П.М.Третьяковым).  Очень полно

качества  личности  Беляева  описаны  его  современниками  -

М.М.Курбановым,  В.В.Стасовым,  В.А.Золотаревым,  И.Витолем.

Нередко я могла встретить сравнение Беляевского кружка с еще

одним влиятельным музыкальным  объединением  конца  прошлого

века  -  "Могучей  кучкой"    во главе с М.А.Балакиревым.  К

сожалению, у современных исследователей деятельности Беляева

отводится меньше места.  Его, в частности, обвиняют в узости

интересов (Большая музыкальная энциклопедия),  что,  на  мой

взгляд,  совершенно  несправедливо.  На  Беляевских  вечерах

исполнялась далеко не только отечественная музыка, музыканты

Беляевского  кружка  были  теснейшим  образом  связаны как с

представителями  других   музыкальных   групп,   так   и   с

зарубежными композиторами (в частности, с Ф.Листом).

     Одной из  первых работ об известном меценате была книга


                           - 4 -

В.В.Стасова,   замечательного   критика,   которая   так   и

называется: "Митрофан Петрович Беляев".

     Он сравнил то, чем занимался описываемый мною деятель с

подвижничеством Павла  Михайловича  Третьякова.  Как  тонкий

ценитель и знаток искусства,  он умело раскрыл общие черты в

направлении деятельности того  и  другого.  Оба  они  ценили

р у с с к о е  искусство   в   первую   очередь,  оба   были

альтруистами в своем  деле  -  способствовали  сохранению  и

обогащению отечественной культуры, не задумываясь о денежной

стороне  своих,   безусловно,   незаменимых   и   неоценимых

поступков.   Стасов   подчеркивал   идейное   и   творческое

бескорыстие Беляева,  для которого  прибыль  или  нажива  не

составляет  ровным  счетом никакого интереса и который полон

заботы только об одном: заботы о принесении пользы искусству

и виднейшим его представителям.

     Очень интересной   и  познавательной,  необходимой  для

подтверждения важности проводимых Беляевым мероприятий,  мне

кажется   публикация   в   книге  Стасова  программ  Русских

Симфонических Концертов.

     Михаил Курбанов  -  приятель  Беляева  и один из членов

кружка - очень четко представил все направления деятельности

Беляева  - от музыкального издательства и до учреждения им в

1884  году  Глинкинских  премий.   Все   работы   Курбанова,

посвященные    деятельности   Беляева,   отличаются   теплым

отношением к нему,  являют собой пример крепкой и  искренней

дружбы.

     Наиценнейшими фактами   полна    переписка    Митрофана

Петровича  с  А.Н.Скрябиным,  его  другом  и  предметом  его


                           - 5 -

покровительства, с   тем  же  В.В.Стасовым.  Много  полезной

информации о музыкальной жизни того периода я почерпнула  из

воспоминаний Н.А.Римского-Корсакова.      Они     показывают

музыкальную  жизнь  изнутри  и  расширяют  представление   о

размахе творчества героя моего повествования.

     Книга В.Я.Трайнина,  посвященная Беляеву и его  кружку,

также  дала  мне  возможность найти немало информации.  Эта,

самая крупная из найденных мною работ,  содержит  всего  127

страниц, включая ту же программу Симфонических Концертов  и

перечень премий имени  Глинки,  что  еще  раз  подтверждает,

насколько неизучена тема, выбранная мной.

     Обращаясь к  теме  музыкального 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»