Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Ответы на вопросы к зачету по курсу культурологии

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

КУЛЬТУРОЛОГИЯ

( группы дневного обучения )

Ориентировочный список вопросов к зачету

1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культу­ре. Актуальность данной науки.

2. Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты.

Отличие культурологии от других наук.

3. Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между культурой и контркультурой.

4. Три формы культуры ( физическая, материальная духовная). Их общая характеристика.

5. Основные категории материальной культуры. Основы ее страти­фикации.

6. Три типа культуры ( личная, коллективная, общая ). Их общая характеристика.

7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт как формы проявления личностной культуры.

8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы культурологии. Культурология и культуроведение.

9. Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.

10. Культура как образ деятельности. Язык - основа культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.

11. Принципы ( ценности ) нормы и правила монологической дея­тельности. Понятие открытой логичности.

12. Принципы ( ценности ) нормы и правила диалогической дея­тельности.

13. Культура как информация. Понятие об информативной культуре.

14. Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.

15. Общая характеристика текстов официально-делового стиля.

16. Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.

17. Аннотация как вторичный текст.  Цели и объекты аннотирова­ния.

18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и правила реферирования.

19. Конспект как вторичный текст. Типы конспектов.Ценности, нормы и правила конспектирования.

20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.

21. Понятие делового протокола.  Правила современного делового протокола.

22. Формы представления личностной информации в деловой и ху­дожественной культуре, их общая характеристика.

23.  Семья как феномен культуры.

24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных куль­турах.

25. Школа как феномен культуры. Образование как культурная ценность.

26. Культура и время.  Общая культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.

27. Общая характеристика доисторической культуры и культуры античности.

28. Общая характеристика культуры средневековья.

29. Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.

30. Общая характеристика русской культуры.

31. Актуальные проблемы современной российской культуры.

32. Ценности и идеалы русской культуры.

33. Культура и вера. Русское православие в контексте современ­ной культуры.

**************************************************************************

Вопрос 1.

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с окку­льтным (тайным, непознаваемым).

Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

Культурология - наука, которая является ресурсом национального раз­вития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игро­вая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами:

1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.

Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайков­ский, Сахаров и др.

Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний:

1. Контекстный анализ.

2. Ассоциативный анализ.

Актуальность культурологии обусловлена причинами:

1. Изменение основной экономической ориентации.

Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг.

2.Расширяется номенклатура услуг.

3. Общество становится более открытым.

4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравствен­ность.

5.Широкие контакты.

Современные технологии требуют более культурного человека.

6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью про­фессионализма.

Вопрос 2.

Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально куль­турным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделыва­ния почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связыва­ется с оккультным (тайным, непознаваемым).

Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для челове­ка. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

Основные научные аспекты культуры:

1. Теологический аспект.

Этот аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры.

2.Бихевиоризм или Поведенческий аспект.

Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом поня­тии культура универсальна.

3. Психологический.

Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые дви­жут поведением человека.

4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего ми­ра (химическая, физическая и др.).

5. Аксиологический аспект.

Культура - это ценности, нормы и правила.

6. Культура - это деятельность.

Деятельность меняется, поэтому культура - это механизм деятельности.

7. Семиотический аспект.

Семиотика - наука о знаках.

8. Антропологический аспект.

Культура - это человек, а человек граница всего.

9. Функциональный аспект.

Культура - это свойства, функции человека, группы, общества. Культурология  рассматривается как интегративная наука (интеграция -

объединение).  Культурология объединяет все. Раньше культурология растворя­лась в других науках, а теперь объединяет их. Связи этих наук взаимные.

Вопрос  3.

Функции в самой культуре не познаются, так как функция -

это отношение, деятельность. Исходя из этого функции культуры рассматрива­ются по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.

Функции культуры по отношению к человеку:

1. Личностная.

Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.

2. Эмоциональная.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

3. Идентифицирующая.

Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.

4. Творческая.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве.

Функции культуры по отношению к группе:

1. Регулятивная.

Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.

2. Оценочная.

На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.

3. Кумулятивная.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»