←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
КУЛЬТУРОЛОГИЯ
( группы дневного обучения )
Ориентировочный список вопросов к зачету
1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культуре. Актуальность данной науки.
2. Культура как сложное понятие. Его основные научные аспекты.
Отличие культурологии от других наук.
3. Функции культуры. Понятие о контркультуре. Отношения между культурой и контркультурой.
4. Три формы культуры ( физическая, материальная духовная). Их общая характеристика.
5. Основные категории материальной культуры. Основы ее стратификации.
6. Три типа культуры ( личная, коллективная, общая ). Их общая характеристика.
7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер и опыт как формы проявления личностной культуры.
8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и методы культурологии. Культурология и культуроведение.
9. Понятие теории в культурологии. Основные теории культуры.
10. Культура как образ деятельности. Язык - основа культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
11. Принципы ( ценности ) нормы и правила монологической деятельности. Понятие открытой логичности.
12. Принципы ( ценности ) нормы и правила диалогической деятельности.
13. Культура как информация. Понятие об информативной культуре.
14. Текст как носитель информации. Свойства и типы текстов.
15. Общая характеристика текстов официально-делового стиля.
16. Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
17. Аннотация как вторичный текст. Цели и объекты аннотирования.
18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и правила реферирования.
19. Конспект как вторичный текст. Типы конспектов.Ценности, нормы и правила конспектирования.
20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.
21. Понятие делового протокола. Правила современного делового протокола.
22. Формы представления личностной информации в деловой и художественной культуре, их общая характеристика.
23. Семья как феномен культуры.
24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных культурах.
25. Школа как феномен культуры. Образование как культурная ценность.
26. Культура и время. Общая культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.
27. Общая характеристика доисторической культуры и культуры античности.
28. Общая характеристика культуры средневековья.
29. Общая характеристика культуры нового и новейшего времени.
30. Общая характеристика русской культуры.
31. Актуальные проблемы современной российской культуры.
32. Ценности и идеалы русской культуры.
33. Культура и вера. Русское православие в контексте современной культуры.
**************************************************************************
Вопрос 1.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Культурология - наука, которая является ресурсом национального развития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий (например, игровая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука обладает законами:
1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.
2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.
Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.
Культурология как наука имеет свои методики познания (методы добычи знаний:
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный анализ.
Актуальность культурологии обусловлена причинами:
1. Изменение основной экономической ориентации.
Раньше общество было ориентировано на массовое производство товара, сейчас - на производство услуг.
2.Расширяется номенклатура услуг.
3. Общество становится более открытым.
4. Сегодня основным фактором является профессионализм и нравственность.
5.Широкие контакты.
Современные технологии требуют более культурного человека.
6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является частью профессионализма.
Вопрос 2.
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).
Основные научные аспекты культуры:
1. Теологический аспект.
Этот аспект раскрывает цель человеческой жизни и культуры.
2.Бихевиоризм или Поведенческий аспект.
Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом понятии культура универсальна.
3. Психологический.
Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые движут поведением человека.
4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего мира (химическая, физическая и др.).
5. Аксиологический аспект.
Культура - это ценности, нормы и правила.
6. Культура - это деятельность.
Деятельность меняется, поэтому культура - это механизм деятельности.
7. Семиотический аспект.
Семиотика - наука о знаках.
8. Антропологический аспект.
Культура - это человек, а человек граница всего.
9. Функциональный аспект.
Культура - это свойства, функции человека, группы, общества. Культурология рассматривается как интегративная наука (интеграция -
объединение). Культурология объединяет все. Раньше культурология растворялась в других науках, а теперь объединяет их. Связи этих наук взаимные.
Вопрос 3.
Функции в самой культуре не познаются, так как функция -
это отношение, деятельность. Исходя из этого функции культуры рассматриваются по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.
Функции культуры по отношению к человеку:
1. Личностная.
Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность, возвышает его.
2. Эмоциональная.
Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций. Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.
3. Идентифицирующая.
Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы: кто я? для чего я? и др.
4. Творческая.
Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве.
Функции культуры по отношению к группе:
1. Регулятивная.
Она регулирует поведение человека, складывает культурные стереотипы.
2. Оценочная.
На основании этой функции мы получаем основание для оценки тех или иных событий, феноменов.
3. Кумулятивная.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7
|
|