Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Отражение древнерусской культуры в "Повести временных лет"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Министерство образования Украины

Донецкий Государственный Технический Университет

кафедра  культурологии

Реферат на тему:

"Отражение древнерусской культуры в "Повести временных лет"

Факультет:  ХТФ

Группа:                 ЭП-96

Студент:                Морозов Валентин Владимирович

Донецк, 1996

стр. 1

Содержание:

I. Древнерусская литература.

1. Её особенности.

2. Основные темы.

II. "Повесть временных лет".

1. Формированивание летописи.

2. Основные идеи начальной летописи.

3. Жанры, вошедшие в состав летописи.

а) связь летописи с фольклором;

б) исторические повести и сказания в составе летописи;

в) элементы агиографического стиля;

г) общая характеристика стиля летописи.

4. Значение "Повести временных лет".

стр. 2

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Характерной особенностью древнерусской литературы является р у к о п и с н ы й характер ее бытования и распространения.

При этом то или иное произведение существовало не в виде от­дельной, самостоятельной рукописи, a входило в состав различных сборников, преследовавших определенные практические цели. "Все, что служит не ради пользы, а ради прикрасы, подлежит обвинению в сует­ности". Эти слова Василия Великого во многом определяли отношение древнерусского феодального общества к произведениям письменности.

Значение той или иной рукописной книги оценивалось с точки зрения ее практического назначения, полезности.

"Велика бо бываеть полза от ученья книжного, книгами бо кажеми и учими есмы пути покаянью, мудрость бо обретаем и въздержанье от словес книжных; се бо суть рекы, напаяюще вселеную, се суть исходищя мудрости, книгам бо есть неищетная глубина, сими бо в печали утеша­еми есмы, си суть узда вьздержанью... Аще бо поищеши в книгах муд­рости прилежно, то обрящеши велику ползу души своей..." - поучает летописец под 1037 г.

Другой особенностью нашей древней литературы является а н о - н и м н о с т ь, имперсональность ее произведений. Это было след­ствием религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку, и в частности к труду писателя, художника, зодчего. В лучшем случае нам известны имена отдельных авторов, "списателей" книг, которые скромно ставят свое имя либо в конце рукописи, либо на ее полях, либо (что гораздо реже) в заглавии произведения. При этом писатель не приминет снабдить свое имя такими оценочными эпитетами, как "худый", "недостойный", "многогрешный". В большинстве же случаев автор произведения предпочитает оставаться неизвестным, а порой и скрыться за авторитетным именем того или иного "отца церкви" - Иоанна Златоуста, Василия Великого и др.

Биографические сведения о известных нам древнерусских писателях, объеме их творчества, характере общественной деятельности весьма и весьма скудны. Поэтому если при изучении литературы ХVIII - ХХ вв. литературоведы широко привлекают биографический материал, раскрывают характер политических, философских, эстетических взглядов того или иного писателя, используя авторские рукописи, прослеживают историю создания произведений, выявляют творческую индивидуальность писателя, то к памятникам древнерусской письменности приходится подходить по-иному.

В средневековом обществе не существовало понятия авторского права, индивидуальные особенности личности писателя не получили такого яркого проявления, как в литературе нового времени. Перепис­чики зачастую выступали в роли редакторов и соавторов, а не простых копиистов текста. Онц изменяли идейную направленность переписыва­емого произведения, харахтер его стиля, сокращали или распространяли текст в соответствии со вкусами, запросами своего времени.

В результате создавались новые редакции памятников. И даже ког­да переписчик просто копировал текст, его список всегда чем-то от­личался от оригинала: он допускал описки, пропуски слов и букв, невольно отражал в языке особенности своего родного говора. В связи с этим в науке существует особый.термин - "извод" (рукопись псков­ско-новгородского извода, московского, или - шире - болгарского, сербского и др.).

стр. 3 ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей раз­вития Русского государства, русской народности, проникнута героичес­ким и патриотическим пафосом. Тема, красоты и величия Руси, родины, "светло светлой и украсно украшенной" Русской земли, которая "зна­ема" и "ведома" во всех концах мира, - одна из центральных тем древ­нерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство "велико и пространно", которое сияет "светло", "аки в небе солнце".

В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства.

Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим - жизнью.

Она выражает глубокую веру в силу и конечное торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

Древнерусский писатель менее всего был склонен к беспристрас­тному изложению фактов, "добру и злу внимая равнодушно". Любой жанр древней литературы, будь то историческая повесть или сказание житие или церковная проповедь, как правило, включает в себя значительные элементы публицистики.

Касаясь преимущественно вопросов государственно-политических или моральных, писатель верит в силу слова, в силу убеждения. Он об­ращается не только к своим современникам, но и к далеким потомкам с призывом заботиться о том, чтобы славные деяния предков сохранились в памяти поколений и чтобы потомки не повторяли горестных ошибок своих дедов и прадедов.

Литература Древней Руси выражала и защищала интересы верхов феодального общества. Однако она не могла не показать острой клас­совой борьбы, которая выливалась либо в форму открытых стихийных восстаний, либо в формы типично средневековых религиозных ересей.

В литературе ярко отразилась борьба прогрессивных и реакционных группировок внутри господствующего класса, каждая из которых искала опоры в народе.

И поскольку прогрессивные силы феодального общества отражали интересы общегосударственные, а эти интересы совпадали с интересами народа, мы можем говорить о народности древнерусской литературы.

"ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ".

"Повесть временных лет" - выдающийся исторический и литератур­ный памятник, отразивший становление древнерусского государства, его политический и культурный расцвет, а также начавшийся процесс фе­одального дробления.

Созданная в первые десятилетия ХII в., она дошла до нас в сос­таве летописных сводов более позднего времени. Самые старшие из них

- Лаврентьевская летопись - 1377 г., Ипатьевская, относящаяся к 20-м годам ХV в., и Первая Новгородская летопись 30-х годов ХIV в.

В Лаврентьевской летописи "Повесть временных лет" продолжена северорусской Суздальской летописью, доведённой до 1305 г., а Ипатьевская летопись помимо "Повести временных лет" содержит летопись Киевскую и Галицко-Волынскую, доведенную до 1292 г. Все последующие летописные своды ХV - ХVI вв. непременно включали в свой состав "Повесть временных лет", подвергая ее редакционной и стилис­тической переработке.

стр. 4 ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕТОПИСИ.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»