Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Передняя Азия и переплетение культур

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

               _ 2ПЕРЕДНЯЯ  АЗИЯ  И  ПЕРЕПЛЕТЕНИЕ КУЛЬТУР.

 

       2Вавилония.

   На протяжении многих веков, прошедших после крушения империи фарао-

нов, каменные громады пирамид и развалины грандиозных храмов  поражали

воображение новых хозяев Нила,  напоминая о том, что там некогда расц-

ветала великая культура.

     На восток от Египта только холмы, мало гармонирующие с общим пей-

зажем долины Тигра и Евфрата, возбуждали порой любопытство путешествен-

ников, да,  пожалуй,  еще  глиняные черепки - частые находки арабов -,

испещренные какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром пес-

ке".

     Между  тем в  Месопотамии,  на нынешней территории Ирака, в очень

далекие времена возникла и утвердилась столь же высокая, как в Египте,

культура, сыгравшая не меньшую роль в истории человечества.

     О могущественном  некогда  Вавилонском  царстве и о великой асси-

рийской державе еще до прошлого века было известно только из Библии да

из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие го-

сударства и такие народы, много пролившие крови в бесчисленных войнах,

много строившие и, по-видимому,преуспевшие во многих знаниях, но како-

ва была их культура и что она дала человечеству,  оставалось  неясным.

Ибо никакими  памятниками  этой  культуры,  если не считать обожженных

глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не располагало.

     Французскому консулу  в Мосуле Полю-Эмилю Ботта принадлежит честь

первого археологического открытия в Двуречье.  Узнав, что он интересу-

ется этими  странными  табличками,  какой-то араб сообщил ему,  что их

множество в его деревушке, где их давно уже употребляют на хозяйствен-

ные нужды.  Ботта организовал раскопки на холме около указанной арабом

деревни и обнаружил под мусором и землей не только черепки,  но  целые

стены и  рельефы  с изображением каких-то диковинных зверей.  Так были

открыты развалины ассирийского царского дворца.

     Теперь известно,  что  в  зодчестве  и в ваянии древние обитатели

Двуречья были, вероятно, не менее плодовиты, чем египтяне. Как же мог-

ло случиться,  что  мусор и песок покрыли остатки всего,  что когда-то

было создано ими ?

     Двуречье было бедно камнем, и потому строили там из кирпича. Кир-

пичные же постройки погибли от времени...


                                - 2 -

     В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий оби-

тал один народ и существовало одно государство,  в долине Тигра и Евф-

рата одно государственное образование не раз сменялось другим, различ-

ные народы воевали между собой,  причем победители обычно разрушали до

основания храмы, крепости и города побежденных.

     И наконец,  Вавилония, не защищенная извне, как Египет,труднопро-

ходимыми песками,  часто подвергалась вражеским нашествиям, разорявшим

страну,

     Так погибли многие великие творения искусства и была предана заб-

вению великая культура.

     Народы   различного происхождения,  враждовавшие  друг  с  другом

в Двуречье, создали несколько культур, и все же искусство их  в  своей

совокупности отмечено общими чертами, глубоко отличающими его от  еги-

петского.

     Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как

вавилонское искусство;  это название распространяется на  название  не

только самого Вавилона ( начало II тысячелетия до н.э.),  но и некогда

самостоятельных шумеро-аккадских государств (  IV-III  тысячелетия  до

н.э.), объединенных  затем  Вавилоном.  Ибо вавилонскую культуру можно

считать прямой наследницей шумеро-аккадской культуры.

     Как и культура Египта и, вероятно, примерно в одно и то же время,

эта культура возникла в Двуречье в конце неолита опять же  в  связи  с

рационализацией земледелия.  Если Египет,  по выражению Геродота,- дар

Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрата, так как ве-

сенние разливы этих рек оставляют вокруг благодатные для почвы наслое-

ния ила.

     И здесь первобытнообщинный строй сменился постепенно рабовладель-

ческим. Однако в Двуречье долго не существовало  единого  государства,

управляемого единой деспотической властью.  Такая власть была установ-

лена в отдельных городах-государствах,  постоянно  враждовавших  между

собой из-за полива полей,  из-за рабов и скота. Вначале власть эта на-

ходилась целиком и полностью в руках жречества.

     Религия в Двуречье была опорой рабовладельческой верхушки. Однако

сама эта верхушка не была устойчивой, ибо главенство постоянно перехо-

дило от одного города-государства к другому.  Не заупокойный культ, не

мечта продлить и в загробном мире все блага жизни  вместе  с  властью,

вдохновляли учение шумеро-аккадских жрецов. Жестокая борьба без пощады


                                - 3 -

для побежденных определяла мировоззрение тамошних земных владык, внед-

ривших его в сознание своих подданных.

     Смерть неизбежна,  и смерть ужасна.  Герой древнего  вавилонского

эпоса отважный и непобедимый Гильгамеш,  "на две трети бог,  на одну -

человек", обретает бессмертие,  но не может им воспользоваться,  ибо в

царстве мертвых "траву молодости" съедает змея.

     В вавилонском искусстве нельзя встретить изображение погребальных

сцен. Все помыслы,  все устремления вавилонянина - в той  действитель-

ности, которую ему открывает жизнь.  Но жизнь не солнечная,  не цвету-

щая, а жизнь,  исполненная загадок, основанная на борьбе, жизнь, зави-

сящая от  воли высших сил,  добрых духов и злых демонов,  тоже ведущих

между собой беспощадную борьбу.

     Огромную роль  в  верованиях  древних  обитателей Двуречья играли

культ воды и культ небесных светил.

     Культ воды - с одной стороны, как доброй силы, источника плодоро-

дия, а

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»