Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Развитие культуры как науки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

Владивостокский Государственный Медицинский Университет

 

Культура России XX века

Выполнила студентка 205 гр.

  лечебного факультета

Лупач Н.М.

Введение.

Панорама культуры ХХ века весьма пестра. Известная часть населения мира (собиратели и охотники) является носителем архаической культуры, большая часть находится на уровне традиционной аграрной культуры и одна треть из 5 миллиардов человек достигла стадии научно-технической, современной культуры. Вполне понятно, что в силу мощного развития средств массовой коммуникации и информации современная культура оказывает влияние на архаическую и традиционную культуры многих народов мира. Для современной культуры характерны прежде всего такие процессы, как индустриализация и институционализация.

Всякое общество представляет собой наследие институтов, то есть организованных норм коллективной жизни, наслоение которых образует сферу. Эти институты — нечто вроде ткани из обычаев, привычек, из спутанных нитей коллективной памяти.

Без культуры не может быть подлинной свободы. Многие исследователи (Ф. Сарагоса, А. Швейцер и другие) убеждены в том, что задачи нашего времени требуют смелого подхода к проблемам ХХ века, что основные проблемы возникают в сфере культуры и их решение — в развитии культуры.

Все культурные в традиционном понимании народы имеют свой фольклор, свои эпические сказания, свое собственное, сложившиеся благодаря труду многих поколений, культурное сознание.

Высокая культура, произрастающая всегда на почве фольклора, для того, чтобы быть по-настоящему живой и сильной, нуждается в серьезной, стойкой национальной традиции.

Соединенные Штаты в части своей в Новой Англии, унаследовали было английскую традицию, но, тем не менее, американские деятели культуры постоянно оглядываются на Европу, находясь под очевидным воздействием ее духовного авторитета. Немыслимо представить без европейской культуры Г. Джеймса, Т. Элиота, Э. Хемингуэя, Т. Уальдера и других писателей, композиторов, художников. Истинно же американским искусством, имеющим некоторые самостоятельные традиции, можно считать лишь кино, самое молодое и несамостоятельное из зрелищных искусств.

В сфере высокой культуры, находясь под явным европейским влиянием, Соединенные Штаты тем не менее довольно успешно влияют на окружающий мир с помощью массовой, или популярной культуры.

Ряд западноевропейских исследователей (А. Гобар, Е. Тибо и другие считают, что проникновение американской массовой культуры, американизация национальных культур Европы представляет собой культурную войну.

Знаменательно, что о последствиях этой культурной войны, об американизации европейских культур говорят и французы, и итальянцы, и греки, и другие европейцы, вкусившие (раньше нас) все прелести американских кино- и телебоевиков, рока и джаза, кока-колы и жевательной резинки.

Но не только Западная Европа оказалась сегодня под угрозой потери своего культурного лица. Если в прошлом веке многие русские деятели культуры выступали против бездумного "европейничанья" (сто лет назад Н.А. Данилевский даже выпустил книгу "Россия и Европа". Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому.), то теперь нам в гораздо большей степени нужно опасаться бездумного "европейничанья". Сегодня Россия вместе с Европой противостоит наступлению североамериканского культурного империализма, защищая общеевропейские культурные ценности, свою культурную самобытность, свое право самостоятельное существование.

Ведь стремление к культурной самобытности свойственно всем народам, сознающим эту свою самобытность, а особенно таким, которые имеют за своей спиной многие столетия культурной жизни.

I.   Процесс становления социалистической культуры.

Накануне Октябрьской революции 1917 года в России был сосредоточен колоссальный культурный потенциал, носителем которого был узкий слой интеллигенции. Свершившаяся революция создала условия для свободы художественного творчества, сделав доступным народу все сокровища мировой и отечественной культуры. Известный английский писатель Г. Уэллс в книге "Россия во мгле" писал: "В этой непостижимой России, воюющей, холодной, голодной, испытывающей бесконечные лишения, осуществляется литературное начинание, немыслимое сейчас в богатой Англии и богатой Америке. Сотни людей работают над переводами, книги, переводимые ими, печатаются и смогут дать новой России такое знакомство с мировой литературой, какое недоступно ни одному другому народу".

Процесс становления социалистической культуры был весьма противоречивым; так сторонники вульгарно-социологического, нигилистического подхода (Пролеткульт), призывали уничтожить старую культуру, ликвидировать музеи с реликвиями прошлых формаций и создать особую пролетарскую культуру. Большевики вели с пролеткультовцами идейную борьбу. На словах защищая культурное наследие прошлого, большевики на деле уничтожали древние иконы и книги (не зная им цены), за бесценок распродавали национальное культурное достояние, разрушали храмы.

В 20-е годы ожили передвижнические традиции: художественная жизнь страны требовала искусства остросоциального и понятного широким массам. В те же годы не только продолжает развиваться, но и переживает истинный расцвет искусство, которое мы называем "русским авангардом", так как время революционных катаклизмов, революционных преобразований влечет художников к новым творческим экспериментам. Продолжает развиваться супрематизм в прикладном искусстве, графике, дизайне, архитектуре, проявил свои возможности конструктивизм, ярким примером чего является монументальный архитектурный ансамбль "Госпром" в Харькове, в литературе сформировался социалистический реализм.

Однако этот всплеск в развитии социалистической культуры с установлением господства административно-командной системы в нашей стране пошел на убыль и в целом до начала перестройки в культуре шла борьба между бюрократическим и гуманистическим началами.

Защита культурной самобытности народов во всем мире включает в себя множество проблем. Лишь взвешенная защита культурной самобытности — ключ к решению проблемы общения между людьми.

Таким образом, речь идет о сохранении специфики той или иной локальной, национальной культуры, однако следует учитывать и ее эволюцию и адаптацию к динамике развития мировой культуры, культуры "планетарного" мира. Эта мировая культура в конечном счете представляет собой сложное многообразное единство, симфоническую целостность, где каждая из локальных культур сияет своим блеском.

II. Процессы космизации и экологизации в культуре.

Средства информации могут способствовать как расширению связей между различными культурами, так и укреплению самобытности этих культур.

На диалектический характер взаимосвязи единства и многообразия культур накладывают свой отпечаток процессы космизации и экологизации, охватившие познание и практику второй половины ХХ века. Космизация и экологизация стимулируют бурное развитие фундаментальных и появление новых научных дисциплин (космическая биология и медицина, космическая химия, космическая психология, астрогеология, космическая антропоэкология и другие) способствуют развитию других сфер культуры (искусства, права, философии и прочего). Так, "космическая медицина" помогает сегодняшней земной в излечении некоторых болезней, а "космическая связь" является одним из эффективных средств, способствующих взаимодействию культур. Космизация познания открывает необозримую сферу знания о мироздании, о вселенной: из космоса,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»