Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Развитие японской культуры

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

ВВЕДЕНИЕ.

Японская культура в своих истоках принадлежит к старейшим
культурам человечества. Зародившись в эпоху неолита (VIII тыс. до
н. э.), она развивалась непрерывно на единой территории. Остров-
ное положение создало для страны специфические условия.
Не подвергаясь на протяжении древности и средневековья внешним
вторжениям, Япония избежала и опустошительного монгольского
нашествия, которое значительно затормозило темпы исторического
развития других восточных государств.

Вступление Японии в эпоху феодализма связано с активизацией
контактов с Китаем и Кореей, оказавшим воздействие на духовную
жизнь страны. Чужие, но переосмысленные по-своему достижения
содействовали созданию подлинно Японского художественного
стиля, порой более завершенного в своих проявлениях, чем
вдохнувшие в него жизнь иноземные прообразы.

Японцы с древнейших времен постигли искусство использовать
минимальное пространство с максимальной экономностью и
целесообразностью. Необходимость частых перестроек и
реконструкций зданий, забота о самоустойчивости содействовали
раннему возникновению стандартных элементов, конструктивной
четкости соотношения всех частей любого сооружения. Вместе с
тем эта рациональность отнюдь не убила живую красоту японской
архитектуры. Японцы, с древности обожествлявшие природу,
считали, что она не умирает, продолжая свою жизнь в вещах.
Отсюда их необыкновенное бережное стремление не убить ее
естественной красоты и развившаяся на протяжении многих веков
тенденция превратить религию в искусство, а искусство
сделать своей религией.


ИССКУСТВО ВОСЬМОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
СЕРЕДИНЫ ПЕРВОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ Н.Э.

О существовании древней культуры Японии долгое время ничего
не было известно. Лишь в начале XX столетия археологи
обнаружили в разных частях страны следы неолитических
поселений. Наиболее ярко особенности художественного мышления
той эпохи продемонстрировали керамические сосуды, восходящие к
VIII - середине I тысячелетия до н. э. Типичный для них орнамент,
напоминавший след соломенного жгута, послужил основой
наименования всей культуры неолита на территории Японии -
Дземон(след веревки).

Самые ранние остродонные, грубо вылепленные сосуды
примитивной конусообразной формы, восходящие к VIII - середине
IV тысячелетия до н. э., служили утилитарным целям. С середины
IV до середины II тысячелетия до н. э. произошло значительное
усложнение форм сосудов. Появились светильники, кубки и котлы,
употреблявшиеся уже и для торжественных жертвоприношений.
Вместе с развитием представлений о природе, властвующей над
человеком, примитивный узор сменился изощренным и сложным
лепным декором, включающим причудливые геометрические,
растительные и зооморфные мотивы. Увеличились почти до
метровой высоты размеры многих сосудов. Часть из них
превратилась в неподвижные предметы культа, предназначенные
для созерцания. Исполненные безудержной фантастики и
монументального величия, подобные сосуды были для человека того
времени как бы малой моделью мироздания, воплощением стихий
обитаемых им вулканических островов.

С конца II тысячелетия до н. э. сосуды становятся проще и ути-
литарнее. Уменьшаются их вес и размер, появляются лощение и
окраска. Все это свидетельствует о том, что на стадии перехода
к бронзовому веку ритуальная керамическая утварь утратила свой
универсальный магический смысл, уступив место другим видам
искусства. С началом земледелия и олицетворения магических сил,
охраняющих посевы, возникли керамические фигурки идолов -
догу. Эти фигурки условно передавали черты человеческого и
животного облика и были покрыты магическим орнаментом -
зигзагами, дисками, треугольниками.


Новый этап в истории Японии начался во второй половине I тыся-
челетия до н. э., когда на территории островов Хонсю и Кюсю сло-
жился ряд крупных родоплеменных союзов. Отрезок времени с V
века до н. э. по IV век н. э. получил условное наименование Яей.
Племена Яей - пришельцы из Азии, оттеснившие коренное
население к северу,- были носителями более высокой культуры.
Они освоили рисосеяние, животноводство и ткачество, выплавку
меди и бронзы. В этот период значительно расширился круг
бытовых и ритуальных предметов. Керамика типа яей - вазы, чаши,
кувшины, блюда и кубки,- изготовленная на гончарном круге и
обожженная при высокой температуре, отличается легкостью,
простой и функциональностью форм, графической ясностью
строгих геометрических узоров - полос зубчатых и волнистых
линий.

В период Яей почитание сил природы постепенно оформилось в
религиозно-мифологическую систему, получившую впоследствии
название - синто (путь богов). Синтоизм развил мифы и легенды, в
которых отразился характер социальных, политических и духовных
преобразований, совершавшихся в жизни древнего японского
общества. Божества в религии синто первоначально не получили
антропоморфного воплощения. Обожествлялся весь мир,
окружающий человека. Среди бесчисленных духов и богов,
населяющих природу, особо почитались покровители земледелия. В
их честь устраивались торжества и возводились святилища.

Архитектурное мышление периода Яей определилось ритмами
жизни сельскохозяйственной общины. В первых веках нашей эры
складывается тип поселений с иерархическим порядком
распределения построек. Стиль "адзэкура", возникший от слова
"кура" (житница), положил начало длительной архитектурной
традиции. Приподнятые на сваях бревенчатые амбары приобрели
значение священного места в поселении. Перед ними на
расчищенной площадке совершались сельскохозяйственные обряды,
приносились жертвы богам.

Дальнейшая эволюция архитектурно-пространственных форм
совершается в Японии на протяжении IV - VI веков. С
образованием в центре острова Хонсю первого сильного японского
государства - Ямато, с утверждением власти правителей и развитием
культа предков связано рождение нового типа сооружений -
грандиозных курганов-кофун (древний холм), давших название
целому периоду истории. Курганы представляли собой большие
искусственные острова, окруженные рвами с водой. Их внешние
очертания в виде круга или замочной скважины (символ союза
солнца и земли) и внутреннее убранство отражали сложившиеся


представления о вселенной. Останки царя помещались в
подземную камеру внутри холма. Массивные каменные или
керамические саркофаги, как и стены погребений, покрывались
графическими узорами с космогонической символикой.

Сооружение курганов повлекло за собой развитие целого ряда ви-
дов искусства. IV - VI века - время бурного расцвета погре-
бальной пластики - ханива. Полые внутри керамические фигурки
(от 30 см до 1,5 м высотой) составляли своеобразный посмертный
эскорт правителя. Первые ханива были полыми столбиками-
цилиндрами, составляющими символическую ограду вокруг
кургана. И хотя их форма эволюционировала и сюжетно
преобразилась, глиняный столб продолжал оставаться основой
каждой статуи. Круг сюжетов ханива весьма разнообразен. Это -
воины, жрецы, придворные дамы, слуги, крестьяне, животные и
птицы. Правила расположения фигур были строго зафиксированы
и соответствовали общей космогонической ориентации
погребения. Пластическое воплощение ханива свидетельствует о
большой развитости художественного мышления. Мастера тонко
чувствовали возможности податливой глины. При большой
обобщенности в трактовке лиц,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»