Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Культурология /

Формирование особенностей японской эстетики

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

 

                          Отдел Управления Образования Верх-Исетского района.

              ФОРМИРОВАНИЕ  ОСОБЕННОСТЕЙ

 

                    ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ.

                                       Реферат по  предмету

               “Мировая художественная культура”.                                                           

                                                                                 Исполнитель:

                                                                   Щипанова Марина

                                                                                      Алексеевна,

                                                             ученица 11 “б” класса

                                                                 Языкового Лицея.

                                                                                                             

                                                                                                                                                                     

                                                                                   Руководитель:

                                                                     Кравцева Ирина

                                                                                       Ивановна,

                                                               преподаватель МХК.

                                    Екатеринбург, 1997 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  3

1. НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРНАЯ ТРАДИЦИЯ. ОСОБЕННОСТИ

ФОРМИРОВАНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ ЯПОНСКОЙ ЭСТЕТИКИ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  5

     1.а. ОБЩЕРЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  5                       

     

     1.б. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ЯПОНСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .    8

         

             Синто .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  9 

             Дзэн-буддизм  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .10

2. ТРАДИЦИОННЫЕ ЯПОНСКИЕ ИСКУССТВА  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 16

     2.а. ИСКУССТВО ЧАЙНОЙ ЦЕРЕМОНИИ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  16

     2.б. БОЕВЫЕ ИСКУССТВА  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  . 21

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .22

 

                                        

ВВЕДЕНИЕ.

                      Рассмотрение культурного контекста формирования эстетических представлений помогает более адекватно и глубоко понять специфику традиционного японского искуства, проследить питающие его духовные истоки, правильно оценить его содержательную основу и художественный язык, особенности его выразительности и перспективы развития.

                        Национальное начало в культуре часто связывают именно с традицией, с сохранением наличествующих в ней и полагаемых незыблемыми психологических устоев, духовных стереотипов, культурных образцов.

                        В этом плане особый интерес представляет опыт Японии, в котором не только как бы естественно сочетаются возможности развития, с одной стороны, по классическому восточному пути, с другой стороны — в соответствии с западной, европейской моделью, но и найдено своеобразное равновесие, органическое соединение современных, новых тенденций в культуре и бережного   сохранения и развития древних культурных традиций. По-прежнему с Востоком часто ещё связывают представление о некоем патриархальном укладе жизни и сознания, характеризуемом состоянием общей гармонии человека с миром и с самим собой. Однако реальности современной жизни и распространение массовой культуры в значительной мере трансформируют этот образ в направлении к действительности типичного буржуазного общества с его проблемами и противоречиями.

                        Японская модель культуры интересна в том отношении, что в ней присутствуют одновременно как традиционное для Востока психологическое принятие существующего порядка Вселенной, свидетельствующее о сохранении и преемственности общей метакультурной основы всего образа жизни с его философским обоснованием и духовным оправданием “недеяния”, невмешательства в естественный порядок вещей, так и типично западный активизм, самое активное “деяние”. В сфере искусства, например, это наглядно проявляющееся сосуществование прочной власти традиции, сугубо национальных форм выражения, верности духу созерцательности, близости к природе — и стремительного темпа изменений, новейших научно-технических достижений, вторгающихся в заповедную область восприятия, функционирования художественных явлений. Это традиционное внимание к отдельному, неповторимому, единичному — и осуществление его в контексте ставшего типично западным “массового общества” как соединения индивидов, становящихся всё более усреднёнными, как бы неразличимыми.

                        Изучение культурной модели Японии позволяет выявить те социально-исторические условия, в которых осуществляется и сохраняется преемственность культурных традиций, тот культурно-психологический контекст, в котором формируются соответствующие художественно-эстетические вкусы, взгляды и нормы. Открытость японцев новому, готовность и способность заимствовать внешние приметы современного образа жизни не мешают им бережно сохранять самобытность своего внутреннего мира, своеобразие своей духовной культуры. Происходящие перемены, нововведения неизбежно приобретают здесь такой характер, который наиболее соответствует традиционному контексту — образу жизни, представлениям, формам выражения. Как пишет американский наблюдатель Р. Халлоран, “западное влияние изменило лицо Японии, но не проникло в души японцев” / [ 2 ]\. Действительно, во всех сферах жизни японцам удаётся умело проводить принцип “вакон ёсай”, смысл которого состоит в твёрдой установке: заимствуя иностранное, не позволять ему поколебать внутренних устоев своего образа жизни. Как прямые заимствования, так и определяемые временем и обстоятельствами необходимые изменения накладываются на существование прочных и устойчивых, сознательно хранимых норм и представлений традиционной культуры. Это единство самобытного и заимствованного с полной и естественной ассимиляцией чужого в своё (а не своего на чужой образец), единство традиционного и архисовременного обеспечивают жизненность японского искусства, его приспособляемость и выживаемость перед лицом самого активного вторжения чужих культур и художественных образцов.

                        Опыт Японии одновременно показателен и поучителен тем, что японцы всем строем своего жизненного уклада во многом как бы опровергают распространённое мнение о том что научно-технический прогресс необратимо отдаляет человека от самого себя и от природы, ибо они показывают

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»