←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3
ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.
ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ ДУШИ” ………………………………… с
ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.
§ 1 “Женщина в свете” ……………………………………… с.
§ 2 “О значении болезней” …………………………………… с.
§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.
§4 О России……………………………………………………………с.
§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.
§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.
ВВЕДЕНИЕ
Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и его личная переписка.
Тема
"автобиографическое начало" не была выделена отдельно у многих исследователей творчества Гоголя,
хотя касались в своих работах ее почти все. Для настоящей работы большое
значение имели труды по биографии
Гоголя [12, 15, 24, 29, 30, 56, 57],
воспоминания его друзей!:: о встречах с ним [3 – 5, 21, 31, 37 – 40].
Этой темы очень близко касались в своих статьях Н. Котляревский
Настоящая работа состоит из трех глав – в первой рассматривается повесть Гоголя "Портрет", написанная в 1842 году, во второй рой – поэма "Мертвые души", центральное произведение во всем творчестве Гоголя, в третье'" – "Выбранные места из переписки с друзьями", последняя книга Гоголя.
Для первой главы очень
важны те мысли, которые высказывал Н,
Котляревский в статье: "Художественное, философское и автобиографическое
значение повести "Портрет". Эта работа показывает, как было выражено в повести
"Портрет" автобиографическое начало
в очень широком значении. Н. Котляревский писал об отношении Гоголя к
искусству, к его собственному творчеству, которое он и выразил в своей повести.
В настоящей работе мы считаем нужным показать, насколько Гоголь был близок к
художникам своего времени, какие иконописные школы особенно ценил. В этом
отношении большое значение имеет книга Н. Г. Машковцева
Вторая глава посвящена
"Мертвым душам". Об "автобиографических источниках" в этом
произведении писал Б. Н. Скворцов в брошюре “Личные источники “Мертвых душ” . “Личные источники“ он разделил на четыре вида: 1) непосредственно
автобиографические, 2) наблюдения над характерами близких и знакомых, 3) черты
быта, где-то подмеченные автором, а
также 4) материал, сообщенный Гоголю другими. Почти весь материал, собранный Б.
Н. Скворцовым, приводится в настоящей
работе. Многие детали "Мертвых душ" связаны с воспоминаниями детства,
проведенного Гоголем в Нежине, и другими событи ями его жизни. Сами герои
"Мертвых душ" имеют автобиографические черты. Гоголь писал об этом в "Четырех письмах по поводу
"Мертвых душ": "Я уже от
многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям..."
Для настоящей работы большое значение имеют "Духовное завещание" и "Предисловие" к "Выбранным местам...", многое объясняющие в творчестве Гоголя. "Авторская исповедь" также рассматривается как своеобразный автокомментарий к произведениям писателя, поэтому эти статьи не рассматриваются нами специально – в них автор сам прямо говорит о себе, раскрывается в них намного более, чем в своих произведениях. В "Авторской исповеди" Гоголь говорил об автобиографичности своего творчества, особенно это относилось к книге "Выбранные места из переписки с друзьями". Он писал: “Справедливее всего следовало бы назвать эту книгу верным зеркалом человека" (т.6 с.205). И, далее: “Как бы то ни было, но В ней есть моя собственная исповедь; в ней есть излиянье и души и сердца моего" (т.б с.208).
Глава о "Выбранных местах..." показывает, как тесно связана эта книга с личной перепиской автора, какое было окружение Гоголя в 1840-х годах, с кем он был особенно близок. В этой главе предполагается проследить, как менялись взгляды автора на определенные
вопросы (§ 1), чем поддерживалось все его творчество. В статьях и письмах, помещенных в книге, Гоголь ясно высказывал те мысли, которые руководили им при написании его произведений. Творчество писателя вырастало из духа его христианской жизни, особенно это проявляется при сравнении отдельных мыслей, высказываемых Гоголем в "Выбранных местах..." с выписками из книг святых отцов, которые он делал в течение своей жизни.
Поэтому "автобиографическое начало в творчестве Гоголя" – это не только связь его творчества с внешними событиями, а отражение в произведениях его собственной духовной жизни. Как только Гоголь понял, что вся жизнь человека должна стать стремлением к Богу, совершенствованием себя ради Бога, он стал относиться к писательству как к определенному служению. Гоголь старался отразить в своих произведениях собственный духовный опыт. Об этом он писал в "Авторской исповеди”: “Я поместил кое-что из этих проделок над самим собой из желания добра" (т. 6 с.214). В настоящей работе предполагается собрать воедино то, что было написано на эту тему у других исследователей, а также попытаться посмотреть на творчество писателя с точки зрения православного христианина, то есть так, как его видел сам автор.
В одной из “Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое начало. В “Портрете” Гоголь высказал свои взгляды на искусство, свое отношение к творчеству, которое потом мы встречаем в других его произведениях.
Н. Котляревский в
статье “Художественное, философское и автобиографическое значение повести “Портрет”” писал, что Гоголь “стремился передать
читателю впечатления истинного, высокого вдохновения и искусства” и выразил
наиболее полно те мысли , которые были высказаны им в предыдущих статьях об
искусстве (“Портрет” — славословив искусства и более полное художественное
повторение тех мыслей, какие Гоголь высказывал в своем гимне скульптуре,
живописи и музыке, в своем воззвании к гению,
в статье о Пушкине и в других своих лирических излияниях”
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|