Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………… с. 3

ГЛАВА 1 “ПОРТРЕТ” …………………………………………… с.

ГЛАВА 2 “МЕРТВЫЕ  ДУШИ” ………………………………… с

ГЛАВА 3 “ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ДРУЗЬЯМИ” …………………………………………………………… с.

§ 1 “Женщина  в свете” ………………………………………    с.

 § 2 “О значении болезней” ……………………………………   с.

§ 3 “Исторический живописец Иванов”……………………… с.

§4 О России……………………………………………………………с.

§ 5 О поэзии…………………………………………………………… с.

§ 6 “О театре…”……………………………………………………… с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………… с.

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………с.


ВВЕДЕНИЕ

Тема "автобиографическое начало" очень важна в творчестве  любого писателя. Ее раскрытие предполагает указать, как отразились пережитые автором события, собственные воспоминания и личные впечатления в произведениях писателя. Для творчества Гоголя ля большое значение имеет также встречи с близкими ему людьми и  его личная переписка.

Тема "автобиографическое начало" не была выделена отдельно  у многих исследователей творчества Гоголя, хотя касались в своих работах ее почти все. Для настоящей работы большое значение  имели труды по биографии Гоголя [12, 15, 24, 29, 30, 56, 57],  воспоминания его друзей!:: о встречах с ним [3 – 5, 21, 31, 37 – 40]. Этой темы очень близко касались в своих статьях Н. Котляревский. Б. Н. Скворцов.

Настоящая работа состоит из трех глав – в первой рассматривается повесть Гоголя "Портрет", написанная в 1842 году, во второй рой – поэма "Мертвые души", центральное произведение во всем  творчестве Гоголя, в третье'" – "Выбранные места из переписки с  друзьями", последняя книга Гоголя.

Для первой главы очень важны те мысли, которые высказывал  Н, Котляревский в статье: "Художественное, философское и автобиографическое значение повести "Портрет". Эта работа показывает,  как было выражено в повести "Портрет" автобиографическое начало  в очень широком значении. Н. Котляревский писал об отношении Гоголя к искусству, к его собственному творчеству, которое он и выразил в своей повести. В настоящей работе мы считаем нужным показать, насколько Гоголь был близок к художникам своего времени, какие иконописные школы особенно ценил. В этом отношении большое значение имеет книга Н. Г. Машковцева. В работе сравниваются две  редакции повести. Интересно отметить, как в "Портрете" отразилось  отношение к собственному труду самого Гоголя.

Вторая глава посвящена "Мертвым душам". Об "автобиографических источниках" в этом произведении писал Б. Н. Скворцов в брошюре “Личные источники  “Мертвых душ” .  “Личные источники“ он разделил на четыре вида: 1) непосредственно автобиографические, 2) наблюдения над характерами близких и знакомых, 3) черты быта, где-то  подмеченные автором, а также 4) материал, сообщенный Гоголю другими. Почти весь материал, собранный Б. Н. Скворцовым, приводится в  настоящей работе. Многие детали "Мертвых душ" связаны с воспоминаниями детства, проведенного Гоголем в Нежине, и другими событи ями его жизни. Сами герои "Мертвых душ" имеют автобиографические  черты. Гоголь писал об этом в "Четырех письмах по поводу "Мертвых  душ": "Я уже от многих своих гадостей избавился тем, что передал их своим героям...".

Для настоящей работы большое значение имеют "Духовное завещание" и "Предисловие" к "Выбранным местам...", многое объясняющие в творчестве Гоголя. "Авторская исповедь" также рассматривается как своеобразный автокомментарий к произведениям писателя,  поэтому эти статьи не рассматриваются нами специально – в них автор сам прямо говорит о себе, раскрывается в них намного более,  чем в своих произведениях. В "Авторской исповеди" Гоголь говорил  об автобиографичности своего творчества, особенно это относилось  к книге "Выбранные места из переписки с друзьями". Он писал: “Справедливее всего следовало бы назвать эту книгу верным зеркалом человека" (т.6 с.205). И, далее: “Как бы то ни было, но В ней есть  моя собственная исповедь; в ней есть излиянье и души и сердца моего" (т.б с.208).

Глава о "Выбранных местах..." показывает, как тесно связана  эта книга с личной перепиской автора, какое было окружение Гоголя  в 1840-х годах, с кем он был особенно близок. В этой главе предполагается проследить, как менялись взгляды автора на определенные

вопросы (§ 1), чем поддерживалось все его творчество. В статьях и  письмах, помещенных в книге, Гоголь ясно высказывал те мысли, которые руководили им при написании его произведений. Творчество писателя вырастало из духа его христианской жизни, особенно это проявляется при сравнении отдельных мыслей, высказываемых Гоголем в "Выбранных местах..." с выписками из книг святых отцов, которые он  делал в течение своей жизни.

Поэтому "автобиографическое начало в творчестве Гоголя" – это  не только связь его творчества с внешними событиями, а отражение в  произведениях его собственной духовной жизни. Как только Гоголь понял, что вся жизнь человека должна стать стремлением к Богу, совершенствованием себя ради Бога, он стал относиться к писательству  как к определенному служению. Гоголь старался отразить в своих произведениях собственный духовный опыт. Об этом он писал в "Авторской  исповеди”: “Я поместил кое-что из этих проделок над самим собой из желания добра" (т. 6 с.214). В настоящей работе предполагается  собрать воедино то, что было написано на эту тему у других исследователей, а также попытаться посмотреть на творчество писателя с точки зрения православного христианина, то есть так, как  его видел сам автор.

В одной из “Петербургских повестей” Гоголя “Портрет” ярко отразилось автобиографическое начало. В “Портрете” Гоголь  высказал свои взгляды на искусство, свое отношение к творчеству, которое потом мы встречаем в других его произведениях.

Н. Котляревский в статье “Художественное, философское и автобиографическое значение повести  “Портрет”” писал, что Гоголь “стремился передать читателю впечатления истинного, высокого вдохновения и искусства” и выразил наиболее полно те мысли , которые были высказаны им в предыдущих статьях об искусстве (“Портрет” — славословив искусства и более полное художественное повторение тех мыслей, какие Гоголь высказывал в своем гимне скульптуре, живописи и музыке, в своем воззвании к гению,  в статье о Пушкине и в других своих лирических излияниях”. Котляревский считал, что в “Портрете” выражены две мысли, отличающие его от других повестей того времени и важные для всего творчества Гоголя. Первая мысль связана с размышлениями художника над границами приближения искусства к действительности: “Не служит ли искусство самому греху, когда так правдиво его воспроизводит?”, вторая — о религиозном призвании искусства (“:…Он <Гоголь> думал, что он совершил тяжкий грех, отдавшись свободно своему вдохновению, он верил, что на нем лежит обязанность искупить все им сотворенное новой творческой работой и он у Бога также просил вдохновенья, чтобы Он помог  ему на новом пути уже не просто воспроизведения действительности, а ее воссоздания в идеальных образах”. Далее Котляревский утверждает

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»