Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

"Автобиографическое начало" в творчестве Гоголя

←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 

он знал также "Основание российской словестности" А.С.Никольского, "Опыт о русском стихосложении" А.Х.Востокова, "Собрание образцовых русских сочинений и преводов в стихах и прозе" в 2О томах, составленное А.И.Тургеневым, В.А.Жуковским и А.Ф.Воейковым, о которых он писал в письмах 1824-1825 годов. А в 183О году Гоголь сам пытался составить такого рода книгу. Впоследствии некоторые ее положения нашли отражение в "Выбранных местах .." Так, в разделе "Учебной книги словесности" "О поэзии" Гоголь делит поэзию на 3 рода: лирический, драматический или повествующий и третий - описательный или дидактический. Двумя путями передает он другим ощущения: или от себя самого лично, - тогда поэзия его лирическая, или выводит других людей и заставляет их действовать в живых примерах, - тогда поэзия его драматическая и повествующая (т.6,с. 167). В письме Гоголя к Н.М.Языкову от 15 февраля 1844 года, в котором он указывает поэту на отсутствие лиризма в его последних стихах, Гоголь пишет о различии между лирическим и описательным талантом:" Не суждено лирическому поэту быть спокойным созерцателем жизни, подобно эпическому. Не может лирическая поэзия, подобно драматической, описывать страдания и чувстства другого."(т.9, с.223). В этом же письме примером для лирического поэта Гоголь называет псалмы Давида:"Все тут сердечный вопль и непритворное восторгновение к Богу. Вот почему остались они как лучшие молитвы, и до сих пор в течение тысячелетий низводит утешение в души. ‹...›. Но из твоей души должны исторгнуться другие псалмы, не похожие на те, из своих страданий и скорбей исшедшие, может быть более доступные для нынешнего человечества, потому что и самые страдания и скорби твои более доступны нынешнему человечеству, чем страдания и скорби Давидовы". (т.9,с.225). Подобно тому, как в "Учебной книге словесности" Гоголь указал три вида поэзии, в статье "В чем же наконец существо русской поэзии и в чем ее особенность" Гоголь говорит о трех источниках русской поэзии, которые можно соотнести с этими тремя родами. Источником " лирического рода" можно назвать народную песню и "церковные песни и каноны", " повествовательно-драматический" род соотносится с пословицей, а "описательный, или драматический" род со "словом церковных пастырей". Эти три источника, указанные в статье ("Струи его пробиваются в наших песнях ... в пословицах наших... в самом слове церковных пастырей.").(т.6, c.147), были источниками творчества и для Гоголя. Русские народные песни Гоголь очень любил и собирал. Им даже была написана статья "О малороссийских песнях!" В 1833 году он так писал о них Максимовичу: " Моя радость, жизнь моя! Песни! Как я вас люблю! Что все эти черствые летописи, в которых я теперь роюсь, пред этими звонкими, живыми летописями!" Пословицы Гоголь широко использовал в "Мертвых душах", при помощи которых он давал ясное понятие о своих героях. Эпиграфом к "Ревизору" также послужили русские пословицы:" На зеркало нача пенять, коло рожа крива". А "Слово церковных пастырей" или мысли, выраженные в произведениях духовных писателей, особенно отразились в "Выбранных местах из переписки с друзьями".

В статье можно найти и автобиографические моменты. Среди многих поэтов Гоголь упоминает и В.В.Кайниста : " от одного только Кайниста послышался аромат истинно душевного чувтсва и какая-то особенная антологическая прелесть, дотоле незнакомая".(т.6,с.154). Василий Афанасьевич Гоголь, отец писателя, и Василий Васильевич Кайнисти были давно знакомы. Кайнист жил в Обуховке, по соседству с Гоголем. В.А.Гоголь был уездным предводителем дворянства, Кайнист - губернским предводителем, потом губернским судьей.

По воспоминаниям матери, он даже говорил с маленьким Николаем Гоголем. А в июле 1813 года Державин приезжал в Обуховку, где видел Н.В.Гоголя, т.к. они в то время там гостили.

В своих статьях Гоголь высказал особое мнение о русских литераторах. В письме от 29 октября 1848 года он писал графине А.М.Виельгорской:"Когда случится вам видеть Питиева, не забывайте его расспрашивать о всех русских литераторах, с которыми он был в сношениях. Эти люди были более русские, нежели люди других сословий".(т.9,с.441). Многие страницы своей книги Гоголь посвятил А.С.Пушкину, в котором он отмечал высоту души и истинно русские черты:"Как он весь оживился и вспыхивал, когда шло дело к тому, чтобы обличить участь какого-либо изгнанника или подать руку падшему! Как выжидал он первой минуты царского благоволения к нему, чтобы заикнуться не о себе, а о другом несчастном, упадшем! Черта истинно русская". (т.6,стр.46-47).

В статье "В чем же наконец существо русской поэзиии и в чем ее особенность" гоголь раскрыл высокое назначение всей русской поэзии:" Поэзия наша звучала не для современного ей времени, но чтобы, - если настанет наконец то благодатное время, когда мысль о внутреннем построении человека в таком образе, в каком повелел ему состроиться из самородных начал земли совей, сделается наконец у нас общего по всей России и давно желанною всем, - то чтобы увидели мы, что есть действительно в нас лучшего, србственно нашего и не позабыли бы его вместить в свое построение. (т.6, с.18О-181).

§  6. " О театре".

Глава книги "Выбранные места....", " О театре, об одностороннем взгляде на театр и вообще об односторонности" выражает не только гоголевское отношение к театру, но и взгляд автора на искусство вообще.

Гоголь был знаком с театром с детства. Его отец, Василий Афанасьевич, писал стихи и комедии, сам играл в театре в Кибинцах. В этом селе было имение его дальнего родственника Дмитрия Прокофьевича Трощинского. В Кибинцах Н.В.Гоголь видел пьесы - "Недоросль" Фонвизина, "Подщипу" Крылова, малороссийские сцены. В Непишской гимназии писатель сам играл в театре, открывшемся в 1824 году. В трагедии В.А.Озерова "Эдит в Афинах" Гоголь играл роль Креона, а также готовил декорации для спектакля. Он участвовал в малороссийской комедии, присланной ему отцом. По словам Золотусского, Гоголь обладал сценическим талантом :" Гоголь в этой роли не произносил ни слова, он только двигался по сцене, покряктывал, посапывал и почихихивал, но зал не мог удержаться от хохота. П.А.Кулиш писал о нежинском театре :" ..Театр сделался страстью Гоголя и его товарищей, так что, после предварительных опытов, ученики сложились и устроили себе кулисы и костюмы, копируя, разумеется, по указаниям Гоголя, театр, на котором подвизался его отец: другого никто не видал". Впоследствии им были написаны комедии "Женитьба" (1833), Ревизор (1835), несколько драматических отрывков и сцен.

В письме, обращенном к графу А.П.Толстому, отразились мысли Гоголя о театре, которые руководили им при написании его собственных пьес. Гоголь смотрел на театр как на искусство, которое может послужить и благим целям.

 Это такая кафедра, с которой можно много сказать миру добра" (т.6, с.54), особенно оно могло быть важно для светского общества, для людей, далеких от Христа. Он писал:"...Свет не в силах встретиться прямо со Христом. Ему далеко до небесных истин христианства. Он их испугается, как мрачного монастыря, если не подставить ему незримые ступени к христианству ‹...› Есть много среди света такого, которое для всех, отдалившихся от христианства, служит незримой ступенью к христианству. В том числе может быть и театр, если будет обращен к своему высшему назначению".(т.6

←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»