Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Александр Блок.Жизнь и творчество. Влияние творчества Блока напоэзию Анны Ахматовой

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

цепь аллюзий. В стихотворении, изображающем осужденного на гибель Дон-Жуана, "изменника" романтическому идеалу единственной и вечной любви, звучит тот же мотив надвигающегося "возмездия":

Из страны блаженной, незнакомой, дальней

Слышно пенье петуха.

Что изменнику блаженства звуки?

Миги жизни сочтены...

Ср. неслучайный отголосок этого мотива в поэме Ахматовой:

Крик петушиный нам только снится,

За окошком Нева дымится

Ночь бездонна и длится, длится-

Петербургская чертовня .

Этот  отрывок перекликается и со стихами из первого стихотворения цикла "На поле Куликовом":

И вечный бой! Покой нам только снится,

а третьей  строкой ( Ночь бездомна) с блоковскими стихами   Жизнь пуста, безумна и  бездонна (также из "Шагов Командора) и Жизнь пустынна, бездомна, бездонна. 

"Блок ждал Командора",- записала Ахматова в своих материалах к поэме: это ожидание - также признак людей ее "поколения", обреченных погибнуть вместе со старым миром и чувствующих приближение гибели. Не случайно и Коломбина, как сообщается в прозаическом введении к главе второй, некоторым кажется "Донной Анной (из "Шагов Командора")". Перекличка эта явственно начинается уже в предпосланном всей поэме "Девятьсот тринадцатый год" эпиграфе из оперы Моцарта "Дон-Жуан", в которой гибель ветреного и распутного любовника впервые, по крайней мере музыкальными средствами, изображена как романтическая трагедия:

Dfinirai

Pria dell aurora.

<Ты перестанешь смеяться раньше, чем взойдет заря (итал.)>  (№10, стр. 163).

В "Шагах Командора" обнаруживается немало звеньев, которые - при сохранении и общей схемы- с большим или меньшим  приближением "разыгрываются" в "Поэме". Помимо уже указанных перекличек ср. еще:

Настежь дверь. из непомерной стужи, 

Словно круглый бой ночных часов

Бой часов: "ты звал меня на ужин.

Я пришел. А ты готов?

У Ахматовой:

Я , к стеклу приникшая стужа...

Вот он , бой, крепостных часов

Выходи ко мне смело навстречу -

Гороскоп твой давно готов...

 

У Блока :

бьют часы в последний раз

 

У Ахматовой:

Не  последние ль близки сроки...

А часы все еще не бьют...

У Блока:

В час рассвета холодно и странно

В час рассвета - ночь мутна.

У Ахматовой:

Не предчувствием ли рассвета

По рядам пробежал озноб...

У Блока:

В пышной спальне страшно в час рассвета...

Холодно и пусто в пышной спальне

Настежь дверь. из непомерной стужи

В зеркалах отражены?

Скоро ль видеть неземные сны...

Нет ответа - тишина.

Анна! Анна! - Тишина.

За ночным окном - туман.

У Ахматовой:

Но мне страшно...

Спальню ты убрала как беседку...

В дверь мою никто не стучится,

Только зеркало зеркалу снится,

Тишина тишину сторожит.

А часы все еще не бьют

Дева Света! Где ты, Донна Анна?

Анна! Анна! Тишина.

Герой  "без лица и названья ".

Далее хотелось бы отметить ряд не отмеченных до сих пор приемов, перекличек и цитации блоковских текстов в поэме.

Прежде всего - несколько соображений о реминисценции одного символичческого образа ("Без лица и названья") у Ахматовой.

В "Поэме без героя" дважды выступает некто "без лица и названья":

С детства ряженых я боялась,

Мне всегда почему-то казалось,

Что какая-то тень

Среди них "без лица и названья"

Затесалась. (3, стр. 39).

И дождался он. Стройная маска

На обратном "Пути из Дамаска"

Возвратилась домой ... не одна!

Кто-то с ней "без лица и названья..."

Недвусмысленное расставанье

Сквозь косое пламя костра

Он увидел... (№3, стр. 49)

Включение во второй отрывок "без лица  и названья"в сюжет позволяет поставить вопрос о связи носителя этой формулы - в данном случае - с тем, о ком сказано в отрывке:

Мимо, тени!- Он там один.

На стене его профиль.

Гавриил или Мефистофель

Твой, красавица, паладин?

Демон сам в улыбкой  Тамары,

Но также таятся чары

В этом страшном дымном лице -

Плоть, почти что ставшая духом,

И античный локон над ухом,

Все таинственно в пришельце.

Это он в переполненном зале

Слал ту черную розу  бокале

Или все это было сном?

С мертвым сердцем и мертвым взором

Он ли встретился с Командором,

В тот пробравшись проклятый дом?

И его поведаном словом ,

Как вы были в пространстве новом,

Как вы были в пространстве новом,

Как вне времени были вы,-

И в каких сияньях янтарных

Там. у устья Леты - Невы.

Окончательное уточнение содержится в стихах:

Побледнев, он глядит сквозь слезы,

Как тебе протянули розы

И как враг его знаменит.(№3, стр.47)

Отсюда - правдоподобное заключение об одном из конкретных приурочен ных "без лица и названья" второго отрывка и вероятное предположение о генеологии этого  образа. Речь идет прежде всего о слое блоковских образов и символов ( вр. запись в связи со свиданием Коломбины: "Призраки в вьюге [ может быть, даже - двенадцать Блока, но вдалеке и нереально] " ). В этом смысле нельзя считать опровержением сказанного здесь Ахматовой: <"Кто-то без лица и названья" ( Лишняя тень" 1-й главы) , конечно, никто, постоянный спутник нашей жизни и  виновник стольких бед.  (сознаюсь что 2-й раз он попал в Поэму  [  3 главка ] прямо из балетного либретто,  где он в собольей шубе и цилиндре, в своей карете провожал Коломбину, когда  у него под перчаткой не оказалось руки) . Итак ,то - шестая страница неизвестно чего почти неожиданно для мен самой, стала вместилищем авторских тайн. Но кто обязан верить автору? .  И от чего думать, что будущих читателей ( если они окажутся) будут интересовать именно  эти  мелочи. В таких случаях мне почему-то вспоминается Блок, которой  с  таким воодушевлением  в своем  дневнике записывает всю историю "Песен судьбы.".. Видно, Александр Александрович придавал очень важное значение этой пьесе, а я почти за полвека не слышала, чтобы кто-нибудь сказал о ней доброе или вообще какое-нибудь слово( бранить Блока вообще не принято).

Ср. в либретто: "Лишняя тень -- без лица и названья (страшная). Два поэта в масках - демон и верстовой столб... Они ( Коломбина и Лишняя Тень) идут по лестнице. наверху... любовная сцена. Во время поцелуя Коломбина видит  драгуна в зеркале. Вопль. В музыке что-то ужасное". В записях к "Поэме": "В зеркале отражается Лишняя Тень... С маскарада возвращается  О., с ней Неизвестный... Сцена перед дверью." В записях есть и существенный уточнения действий этого персонажа ("Лишняя тень")  в "Поэме" : "Появляется на балу в 1-й картине. У нее свита за кулисами, она свистом вызывает ее  и танцует с ней. Все разбегаются. В 2-й картине она заглядывает в окно комнаты Коломбины и отражается в зеркале , двоясь, троясь и т.д. В 3-й картине выходит из кареты в бобровой шинели и цилиндре , предлагает драгуну ехать с ним...

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»