←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
«непокидающем чувстве музыкального обаяния». Именно они могут услышать прекрасную «музыку сфер». Для этих героев музыка – сама жизнь, а не теоретические познания из области музыки.
В-пятых, герои А. С. Грина, тонко чувствующие музыку, очень одиноки, поэтому музыка для них является спасением.
В-шестых, мир музыки – духовный, божественный мир, но это могут понять только герои, обладающие «музыкальным обаянием. Герои, не способные понять музыки, - бездуховны.
В произведениях А. С. Грина встречаются разнообразные музыкальные образы. Все образы можно разделить на три категории: во-первых, образы, связанные с вокальным началом; во-вторых, образы, связанные со стихией пластических движений – танцем, и, в-третьих, образы, связанные со сферой инструментального звучания.
Круг музыкальных образов в произведениях А.С. Грина очень широк: от простого упоминания из мира музыки до построения литературного произведения на основе музыкальной символики.
Большое место в своем литературном творчестве А.С. Грин отводит песне. Именно пение наиболее тесно связано с передачей эмоционального состояния человека.
Песня в
некоторой степени аналогична человеческой речи. Б. Асафьев указывает, что
«речевая и чисто музыкальная интонация – ветви одного звукового потока»
Такие
подтверждения мы можем найти в творчестве А. Грина. Например, сравнение речи
Вальтера Аборциуса из рассказа «Заколоченный дом» с музыкальным звучанием.
Вальтер «имел обыкновение брать высокие ноты, не обращая внимания на оркестр, и
нахально спускать их, когда слушающий сам забирался на высоту»
В произведениях А. С. Грина звучит весь мир. Поют не только герои произведений, но и природа, и предметы, окружающие людей.
Свою «песенку жизни» у А. Грина имеет каждый персонаж, но содержание ее у каждого разное. Содержание «песни» зависит от души персонажа, его жизненного настроя. Л. Мазель отмечает, что «музыка – это глубоко выразительная, взволнованная речь, язык души».
Часто на страницах произведений А. С. Грина звучит музыка порта: «Я совершал свои путешествия в порт, упиваясь музыкой рева и грома, свистков и криков, лязга и вагонов на эстакаде и звона якорных цепей». Это признание делает герой рассказа «По закону». Другой персонаж А. С. Грина – мещанин Степан Соткин из рассказа «Тихие будни» часто вспоминал «нестройную музыку Одесского порта». В рассказе «Трюм и палуба» перед нами изображена гавань, которая «сверкала и пела». В этом же рассказе звучит «музыка отдаленных бездн».
Природа А. Грина
не мертвая материя, а одушевленная. Мы слышим «дыхание» океана, «вечную музыку
берега и моря»,
«однозвучную мелодию водопадов».Лес
А. С. Грина имеет свою песню, которая часто является «музыкой тишины»
Предметы
материального мира тоже имеют свою музыку: «песня красивого белья»
Свою музыку имеют не только внешние предметы. А. С. Грин «озвучил» самого человека. В произведениях писателя любому человеческому состоянию соответствует определенная музыка, выражающая горе, радость, одиночество, ужас, страх, гнев, голод.
Испытывая голод Альдо Путано из рассказа «Новый цирк» говорит: «Немыслимо работать под кишечную музыку». Аян из рассказа «Пролив бурь», испытывая гнев, был погружен «в головокружительную музыку угроз и бешенства».
Следующая
категория музыкальных образов связана со стихией танца. Танец наиболее тесно
соприкасается с музыкой. Их взаимосвязь определяет М. Арнаудов: «Танец и песня
являются чем-то неразделенным во имя ритмического принципа, и лишь потом идут
рядом только словесное и музыкальное, освобожденные от всего хореографического»
Л. Мазель пишет: «Танец ближайший родственник музыки. Их объединяет то, что они тесно связаны с эмоционально – выразительными проявлениями человеческого организма, воспринимаемые в одном случае зрением, в другом – слухом». В музыкальной энциклопедии сформулирована функция танца – «выражение эмоционального напряжения через сложенные движения. Возникновение танца относится к глубокой древности, когда движение было непосредственным выражением сильных эмоций». При помощи музыкальной символики испанского народного танца «Фанданго» в одноименном рассказе А. С. Грин раскрывает смысл своего произведения. И. Дунаевская отмечает: «Фанданго» становится мерой соизмерения высшей красоты и гармонии, звучащей в герое». На музыкально – ритмическом языке выражено духовное состояние героя. В самом начале – это восторг. А затем: «Фанданго» - ритмическое внушение страсти, страстного и странного торжества».
При выступлении Друда в цирке звучит «Мексиканский вальс»: «Кружась, ветер мелодии охватил сердце пленом и мерой ритма; звон, трели и пение рассеяли непостижимую магию звука, в которой праздничнее сверкает жизнь и что-то прощается внутри, насыщая все чувства». Воодушевляясь этой музыкой Друд взлетел.
Инструментальная музыка занимает в творчества А. С. Грина не такое большое значение, как вокальная и танцевальная. В первую очередь, для А. С. Грина важны тембровые звучания
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 ...
|
|