←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
протяжении всей его жизни или встречались в разные годы, но все они по-настоящему любили А. Грина. В книге содержатся воспоминания первой жены А. Грина - В. Калицкой, воспоминания второй жены - Н. Н. Грин, а также воспоминания В. Шкловскоого, Н. Вержбицкого, Л. Лесной, В. Рождественского, М. Слонимского, Л. Борисова, Э. Арнольди, В. Лидина, К. Паустовского, Л. Гумилевского, Ю. Олеши, О. Вороновой. В книге помещено исследование о творчестве и жизни А. Грина Вл. Сандлера, которое называется «Вокруг Александра Грина». Это исследование основано на письмах и документах А. Грина. А начинается книга «Воспоминания об А. Грине» с «Автобиографической повести», в которой А. Грин описывает свою жизнь до 1906 года.
В 1975 году выходит монография Вячеслава Васильевича Харчева «Поэзия и проза Александра Грина». В. Харчев исследует творческий путь А. Грина, рассматривает наиболее характерные и значительные произведения автора. Большое внимание уделено феерии «Алые паруса», которую В. Харчев считает центральным произведением А. Грина. В. Харчев предлагает периодизацию творчества А. Грина, знакомит читателей с поэзией А. Грина, мало известной читателям. В. Харчев прослеживает взаимосвязь поэзии и прозы.
В 1983 году выходит работа Николая Алексеевича Кобзева «Роман Александра Грина».
Н. А. Кобзев исследует романы А. Грина во всем их идейно- художественном своеобразии. Это первая работа, посвященная специально роману. Н. Кобзев пишет: «Исходя из новейших научных концепций романтизма А. Грина, мы поставили своей целью дать всесторонний анализ романистики писателя: раскрыть своеобразие связей А. Грина с эпохой 20-х годов; осветить эстетический идеал романтика; проследить эволюцию центрального романтического героя; установить гриновские принципы изображения характеров; очертить основную проблематику и особенности жанра романа; определить главные стилевые приметы его творческой манеры, исследовать сюжет, композицию и т. д.»1.
В 1988 году выходит книга И. К. Дунаевской «Этико-эстетическая концепция человека и природы в творчестве Александра Грина».
И. Дунаевская попыталась вывести гриновскую концепцию духовного мира, раскрыть эстетический смысл образов города, океана, леса, «светлых стран» и философскую символику Грина. «Исследование внутреннего мира человека, умение его противостоять глобальным проблемам ХХ века, вопрос о человеческой цельности - существенная особенность современного литературного процесса. Настоятельность решения этой задачи и возвращает нас к Грину, писателю, который всегда был устремлен в будущее, к «одному из самых озабоченных человеческими бедами писателей», писателю, который создал неповторимый, самобытный художественный мир»2.
Работа И. Дунаевской завершает список известных нам монографий о жизни и творчестве А. Грина. Помимо серьезных исследовательских работ, существует множество статей, посвященных А. Грину. В своей работе мы попытаемся проанализировать наиболее значимые.
В 1917 году в
журнале «Русское богатство» была опубликована рецензия на рассказ «Искатель
приключений», вышедший в 1916 году. Это одна из немногих работ дореволюционного
периода, в которых положительно оценивается творчество начинающего писателя.
Автор пишет: «По первому впечатлению рассказ г. Александра Грина легко принять
за рассказ Эдгара По. (...) Не трудно раскрыть и показать все, что есть внешнего,
условного, механического в этом подражании. (...)...русское подражание
бесконечно слабее английского подлинника. Оно в самом деле слабее»
После смерти Александра Степановича критики попытались Объективно оценить его литературное наследие.
В 1933 году выходит статья Мариэтты Шагинян. Она останавливается на поздних рассказах А. Грина, в которых, по ее мнению, четко прослеживается облик писателя.
М. Шагинян попыталась ответить на вопросы: «В чем же тема новеллиста Грина?» и «Почему любят его читатели, несмотря на неодобрительные отзывы критиков?».
« У Грина была
своя география, вопреки географии
нашего земного шара (...) Моряк несуществующего мира, но плавателем,
морским волком, открывателем новых стран был А. С. Грин не на морях и океанах,
а в той области, которая отвлеченно называется «душой человека»
Затем , автор статьи разъясняет, почему постигло несчастье творчество А. Грина.
«Несчастье и беда Грина в том, что он развил и воплотил свою тему не на материале живой действительности, - тогда перед нами была бы подлинная романтика социализма, - а на материале условного мира сказки, целиком включенного в «ассоциативную систему» капиталистических отношений».
Далее М.Шагинян дает краткую характеристику рассказов «Бархатная портьера», «Пари».
Следующим шагом в изучении творчества А. С. Грина была статья Корнелия Зелинского (1934).
К. Зелинский отмечает сходства и различия в творчестве Э. По и А. Грина. Он (Грин) хотел быть «русским Эдгаром По», и его называли так1. К. Зелинский отмечает, что А. Грин не просто мечтатель, а «воинственный мечтатель».
Впервые в статье К. Зелинского появляется название страны А. Грина - «Гринландия». Автор показывает как создавалась «Гринландия», какие социальные обстоятельства повлияли на нее. К. Зелинский характеризует художественные свойства, которые составляют особенность творчества А. Грина и относятся к его достоинствам.
«В вечной охоте
за мелодией поэтической фантазии Грин научился сплетать такие словесные сети,
так вольно, упруго и тонко оперировать со словом, что его мастерство не может
не привлечь нашего рабочего интереса»2; «Грин в
своих фантастических новеллах создает такую игру художественных форм, где
содержание передается также и движением словесных частей, свойствами
затрудненного стиля»3 ; «На рассказах Грина
можно проследить любопытное и постепенное превращение его стиля, в связи с
эволюцией от реалиста к фантасту, от Куприна к ...Эдгару По»
О стиле А. Грина пишет в своей статье И. Сергиевский. Он рассматривает проблему влияния на А. Грина искусство Запада. «Романы и рассказы Грина перекликаются с произведениями классика авантюрно-фантастической новеллы Эдгара По и лучшими произведениями
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|