←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
произведениями Джозефа Конрада. Однако у Грина нет силы мысли, нет и реалистических черт этих писателей. Он много ближе к авантюрно-фантастической новелле художников современного декаданса типа, скажем, Мак-Орлана».5 И. Сергиевский делает вывод о преодолении в творчестве А. Грина «авантюрного канона литературы буржуазного декаданса».
В 1950 году вышла статья В. Ваджаева «Проповедник космополитизма».
В своей статье
В. Ваджаев призывает к борьбе с космополитизмом. «В этой связи нелишне
приглядеться к своеобразному культу Александра Грина, третьестепенного
писателя, автора «фантастических» романов и новелл, писателя, которого в
течение многих лет упорно воспевала эстетическая критика».
По мнению В. Ваджаева, почитатели А. Грина - К. Паустовкий, С. Бобров, Б.
Аннибал, М. Слонимский, Л. Борисов и др. - искусственно раздували творчество
этого писателя в крупное явление литературы. Ваджаев видел в создании
«Гринландии» политический смысл. «А. Грин никогда не был безобидным
«мечтателем». Он был воинствующим реакционером и космополитом»
Завершая свою статью, В. Ваджаев делает вывод, что мастерство художника неразрывно связано с его мировоззрением, определяется им; новаторство возможно лишь там, где наличествует смелая революционная мысль, глубокая идейность и преданность художника своей родине и народу». Творчество А. Грина, по мнению автора статьи, не обладает необходимыми качествами, поскольку Грин не любил своей родины, он воспевал и опоэтизировал буржуазный мир.
Эту статью мы привели в своей работе в качестве примера иной трактовки творчества А. С. Грина. Мы не можем согласиться с выводами автора.
Политическую
точку зрения попытался переломить Марк Щилов. В своей статье «Корабли А. Грина»
он отмечает, что книги А. С. Грина не известны, а «идеологическая репутация
этого давно умершего художника до сих пор колеблется на опасной грани»
М. Щеглов отмечает, что «в большинстве своем произведения А. Грина - это поэтически и психологически утонченные сказки, новеллы и этюды, в которых рассказывается о радости сбывающихся фантазий, о праве человека на большее, чем простое «проживание» на земле, и о том, что земля и море полны чудес - чудес любви, мысли и природы, - отрадных встреч, подвигов и легенд». Далее автор дает характеристику романтизма А. Грина:
«В романтике
гриновского типа «покоя нет, уюта нет», она происходит от нестерпимой жажды
увидеть мир совершеннее, возвышеннее, и потому душа художника столь болезненно
реагирует на все мрачное, скорбное, приниженное, обижающее гуманность»
Продолжение развития мыслей М. Щеглова мы находим у В. Шкловского. В. Шкловский пишет, что Грин «руководил людьми, уводя их от стремления к обыденному мещанскому благополучию. Он учил их быть смелыми, правдивыми, верящими в себя, верящими в Человека.
В связи со
100-летием со дня рождения А. С. Грина появляется ряд статей, посвященных
писателю. В Феодосии и Крыме прошли праздники. О праздновании этого юбилея
можно узнать из статьи И. Ришиной «Певцу Мечты». Владимир Амлинский
проанализировал отношение к А. Грину на данный период:»Грин стал известен
широкому читателю, пришедшая к нему с запозданием слава была громкой. (...) Но
все же в сегодняшнем литературном процессе он заметен, менее, чем кто-нибудь из
Мастеров его масштаба, в сегодняшней критике (...) имя его упоминается
вскользь. Он вроде бы и классик советской литературы, а вместе с тем не совсем:
он в одиночестве, вне обоймы, вне ряда, вне литературной преемственности
В 1981 году к проблеме художественного своеобразия А. Грина возвращается Вадим Ковский: «Проза Грина нередко провоцирует «поверхностный энтузиазм» (…) Однако чаще всего Грин попросту обводит нас вокруг пальца, скрывая под маской авантюрно- приключенческого жанра и безошибочностью эмоционального удара высокую художественную мысль, сложную концепцию личности, разветвленную систему связей с окружающей действительностью».
В. Ковский считает, что в «Автобиографической повести» Грин изменил многие факты с целью создания художественного образа, общей авторской концепции. В. Ковский попытался воспроизвести эту концепцию: романтизм Грина «строился на синтезе сразу нескольких разнородных национальных художественных традиций». В. Ковский отмечает, что у А. Грина нет в этом последователей.
Мы попытались объективно осветить критические работы, посвященные творчеству А. Грина. Из рассмотренных нами работ видно, что многие аспекты творчества А. Грина, включая тему музыки в его произведениях, еще не исследованы.
В связи с поставленными задачами исследования работа содержит следующие главы:
1. Взаимоотношений музыки и литературы (история и теория вопроса).
2. Мир музыки в творчестве А. Грина
3. Функции музыки произведениях А. Грина.
4. Заключение. Исследование завершает список использованной литературы, насчитывающий 96 наименований.
Данная глава посвящена взаимосвязи музыки и литературы. Особое внимание в отношениях словесного искусства и музыки мы уделим их истории в XVIII - XIX вв., так как они определяют основные тенденции в XX веке.
Наша глава основана на работах Б. В. Асафьева, М. Арнаудова, Н. И. Ворониной, А. А. Гозенпуда, Б. С. Главацкого, П. С. Гуревича, Н. Гусева, А. Гольденвейзера, О. Дьюхерст-Мэддок, А. С. Иванова, М. В. Алпатова, А. Н. Крюкова, Ю. В. Кельдыш, Т. Ливановой, А. М. Левидова, Т. Н. Левой, В. Ф. Одоевского, Л. А. Рапацкой, Н. Н. Ростовцева, А. Н. Сохора, Г. А. Тюменевой, М. Тараканова, Е. П. Шудря, В. В. Яковлева, И. М. Ямпольского, Б. Л. Яворского.
Многие авторы исследуют историю взаимоотношений музыки и литературы, начиная с глубокой древности. Очень характерно начало работы Л. А. Рапацкой: «В глубокой древности музыка развивалась в тесном союзе с другими видами искусства. Художественная культура в те незапамятные времена была синкретической, неразрывно связывая в себе все начала познания, и человечество училось художественному мышлению, интуитивно соединяя звук и текст, слово и ритуальный танец. С тех пор прошли тысячелетия. Музыка превратилась в сложное самостоятельное искусство. Но все же музыка постоянно соприкасается с другими видами искусства - поэзией, танцем, живописью, театром, архитектурой. «Взаимное
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 ...
|
|