←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
Чайковский, Н. Римский-Корсаков, Н. Лысенко... Гоголю «принадлежит ряд интересных мыслей и рассуждений о музыке, очень ценных критических замечаний, высказанных писателем в разное время»
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что поэзия способствовала появлению новых жанров, форм, тем в музыке.
Новые направления и течения в литературе заставляли композиторов искать новые средства выразительности и в музыке. Особенно ярко эти тенденции проявились в XX веке.
«Гипноз
поэтического слова, небывалая ранее степень подчиненности музыки стихотворному
тексту, приведшая к рождению специфического жанра «стихотворению с музыкой», -
характернейшая черта русской вокальной лирики XX века».
Ведущую роль в этом играла поэзия символистов. Композиторы используют новые
ритмы, изгибы мелодических линий, гармонии, динамики, темпа. «В самом зависимом
положении оказалась техника вокального
интонирования. Подчеркнутая декламационность, речитативная дискретность
вокальной мелодики, выделение в ней отдельных синтаксических групп слов»
В XX веке многие литераторы пересматривают функцию музыки. Например, «Музыка в понимании Маяковского была не забавой, не средством услаждать слух, развлекать ум или щекотать нервы, а оружием» . При написании музыки на произведения В. Маяковского, композиторы старались перенести его литературные принципы в музыкальные произведения. На произведения Маяковского, пишет А. Сохор, «написано свыше 250 произведений всех жанров - от романса до оперы и балета, от песни до оратории и симфонии, - принадлежащих около 120 авторам».
Богатым материалом становится для композиторов литературное наследие М. Горького.
«Творчество Горького нашло отражение в музыке. К сюжетам горьковских произведений обращаются не только русские, но и зарубежные композиторы - Польши, Югославии, Германии, Австрии, Италии, Франции, США». «Жанры преломления в музыке творчества М. Горького весьма разнообразны. Это не только оперы и балеты, но кантаты, оратории, симфонические поэмы, песни, романсы, произведения для эстрады»
К сожалению, работ, посвященных взаимосвязям музыки и литературы в XX веке очень мало.
Данная часть настоящей главы представляется нам более важной.
Начиная с творчества М. В. Ломоносова, музыка как выразительное художественное средство прочно занимает свое место в литературе. В творчестве различных авторов музыка звучит по разному: от самостоятельного поэтического образа до изображения психологического состояния человека и мира.
В творчестве М. В. Ломоносова, в отличие от его последователей, очень редки поэтические образы, связанные с музыкой. Поэзия А. П. Сумарокова и И. А. Крылова была пронизана музыкой: «Легкие, непринужденные стихи, без витиеватости и нарочитости, словно просились на музыку. Кажется, что сам Сумароков, сочиняя, слышал их музыкальное оформление.»1
В поэзии Крылова «музыкальные мотивы» встречаются отнюдь не часто. Иногда связи с музыкой появляются в его стихотворениях по-иному. (...) Крылов мыслит свое стихотворение «на музыке», следуя оперным традициям Сумарокова или музыкально-драматическим традициям его школы.»2
Никто из поэтов XVIII века не отводил музыке такого большого места в поэзии, как Г. Р. Державин. «Музыка заняла особое место в творчестве Державина, какую бы область мы не выделили: поэзию, драматические произведения, теоретические работы. В этом смысле Державин после многих своих предшественников как бы реализовал во всю ширь, в полную силу все, что было только намечено Тредиаковским.»3
Первая половина XIX века характеризуется подъемом русской концертной жизни, расцветом домашнего музицирования. В 1830-е образуются музыкально-литературные салоны. Большой популярностью пользовались кружки М. Ю. Виельгорского и Е. А. Баратынского, салоны В. Ф. Одоевского, Вяземских, Карамзиных, Валуевых.
Музыкально-литературные салоны посещали все видные деятели искусства XIX века. По-новому зазвучала музыка на страницах писателей XIX века.
Большую
роль музыки в своем литературном творчестве отводит Огарев - талантливый поэт и
музыкант: «Явления музыкальной жизни, собственные впечатления об услышанной
музыке весьма колоритно отражены в его стихах и поэмах; музыкальные образы
активно участвуют в раскрытии настроений и чувств огаревских героев»
Главное место критики отводят А. С. Пушкину и М. Ю. Лермонтову, указывая на музыкальность их творчества. В своей работе о М. Ю. Лермонтове Б. Главацкий отмечает: «Музыкой проникнуто все творчество поэта (...) Лермонтов оставил нам редкие в мировой литературе образцы того, как следует говорить о музыке, как воспроизводить в словесной форме, поэтическими средствами своеобразие и глубину музыкальных впечатлений»
«Мировая
литература насчитывает немало писателей, доля которых музыка была мощным и
действенным импульсом творчества. (...) Однако, кажется, что понятие
музыкальность менее всего применимо к творчеству Достоевского. У него нет
музыкальных образов и сцен, подобных, скажем, ночной импровизации Лемма в
«Дворянском гнезде»
- читаем мы в работе А. А. Гозенпуда «Достоевский и музыка». Все же
«Исследования творчества Достоевского неоднократно указывали на то, что
структура и принципы построения действия в его романах внутренне музыкальны»
В духовной жизни И. С. Тургенева музыка занимала равное место с литературой. Он был внимательным и тонким слушателем, ценившим музыку.
«Мир
музыки нашел отображение в художественной прозе Тургенева. У него не много
произведений, герои которых не поют, не музицируют, не говорят о музыке, не
посещают концертов. Число, место, масштабы музыкальных эпизодов, наконец,
авторское отношение к ним
свидетельствуют о важности возложенных на них задач. В ряде сочинений
Тургенева музыка - существенное средство характеристики героев»
«Высшим в мире искусством» считал музыку и Л. Н. Толстой: «Глубочайшим образом переживания музыкальные впечатления, Толстой всю жизнь стремился к тому, чтобы философски определить сущность музыки. Одна из первых хронологических рукописей, оставшаяся после Толстого, относится
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 ...
|
|