←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
Ассоль выделялась среди жителей. «Ассоль так же подходила к этой решительной среде, как подошло бы людям изысканной нервной жизни общество приведения <…>. Так, в ровном гудении солдатской трубы, прелестная печаль скрипки бессильна вывести суровый полк из действия его прямых линий». А. С. Грин сравнивает Ассоль со скрипкой, заглушаемой более ярким, медным, прямым звуком трубы – жителями деревни.
Для Грэя мир тоже был полон музыки. Предлагая Дуссу собрать оркестр, Грэй говорит: «Соберите оркестр, но не из щеголей с парадными лицами мертвецов, которые в музыкальном буквоедстве или, что еще хуже, – в звуковой гастрономии забыли о душе музыки и тихо мертвят с эстрады своими замысловатыми шумами, - нет. Соберите своих, заставляющих плакать простые сердца кухарок и лакеев, соберите своих бродяг. Море и любовь не терпят педантов». Музыка для Грэя – сама жизнь, а не теория. Музыка может задеть струны души только тогда, когда она исполняется людьми, знающими жизнь, исполняющими мелодию от сердца и тонко чувствующими. А. С Грин сравнивает Грэя с Орфеем.
Так же, как и душа Ассоль, звучит в этом мире душа другой героини – Тави Тум. При встрече с ней один из героев, Друд, сразу почувствовал это:
- Желаю Вам успеха и твердости. Ваша песенка хороша.
- Тави Тум не поет, - сказала, краснея и улыбаясь, девушка. – Тави Тум может только напевать про себя.
С «хорошей песенкой» А. С. Грин сравнивает душевную красоту Тави Тум.
Для Друда мир музыки был спасением от действительности: «Смеясь, болтая <…> он [Стеббс] торопливо наигрывал, поддерживая в нем [Друде] детское желание продолжать спасительную забаву».
«Основным тоном
жизни Дюплэ было никогда не покидающее его чувство музыкального обаяния»
Герои с «чистой» душой у А.С. Грина способны слышать не только земную музыку, но и «музыку сфер». Герои с «темной» душой либо не понимают, либо стремятся уничтожить все лучшее, так как осознают бессмысленность своего существования, несоответствие миру «прекрасного».
А. С. Грин относит музыку к высшему духовному началу, к которому должны стремиться люди.
Священность
музыки явно видна на более низких ступенях развития человечества. Для людей
древних племен – это язык общения с Богом. В рассказе «Племя Сиург» герой
слышит музыку племени: «Несложная заунывная мелодия, состоявшая из двух-трех
тактов, казалось, носила характер обращения к божеству».
А в рассказе «Табу» музыка спасает от смерти: «Я встал и, с намерением усилить
эффект, поднял руки вверх, как бы призывая на помощь и в свидетели знойное
солнце. Подумав немного, я запел первое, что пришло в голову; то была
«Хабанера» Бизе; суеверные мозги людоедов приняли ее с должным почтением. Ко
мне подошел старик с птичьими костями в носу и глиняными кружочками в отвисших
губах (…); старик, положив мне на грудь руки, оглянулся и сказал: «Табу».
Тотчас же от меня отошли все…»
В произведениях А. С. Грина звучит и другая музыка. Музыка не связанная с возвышенным. Музыка «темных» душ. Они не чувствуют всей красоты музыки.
В рассказе «Колония Ланофиер» Горн увидел девушку. А. С. Грин описывает его чувства: «Мысль о красоте даже не пришла ему в голову. Он испытывал тяжело, болезненное волнение, как раньше, когда музыка дарила его неожиданными мелодиями, после которых хотелось молчать весь день или напиться».
Музыка, звучащая в кабаках, портах, – это песни матросов, рабочих, бродяг. Эти песни трудно назвать музыкой. Они отражают не духовные потребности героев, а физиологические. Это музыка бездуховного реального мира. В произведениях А.С. Грина часто звучат такие песни: «Его [Хина Меннерса] перебил неожиданный, дикий рев сзади. Страшно ворочая глазами, угольщик, стряхнув хмельное оцепенение, вдруг рявкнул пением и так свирепо, что все вздрогнули:
Корзинщик, корзинщик,
Дери с нас за корзины!..
… Но только бойся попадать
в наши палестины!... – взвыл угольщик». (Алые паруса).
В этом же рассказе встречается следующее описание звучания оркестра.
«Скрипач, хлопая по спине музыкантов, вытолкнул из толпы семь человек, одетых крайне неряшливо.
-
Вот,
- сказал Циммер, - это – тромбон; не играет, а так палит, как из пушки <…>
фанфары; как замирают, так сейчас хочется воевать. Затем кларнет, корнет – а -
пистон и вторая скрипка. Все они – великие мастера, обнимают резвую приму, то
есть меня. А вот и главный хозяин нашего веселого ремесла – Фриц, барабанщик. У
барабанщиков, знаете, обычно разочарованный вид, но этот бьет с достоинством, с
увлечением. В его игре есть что-то открытое и прямое, как его палки»
Такие описания можно встретить во многих произведениях А. Грина («Кирпич и музыка», «Карантин», «Колония Ланфиер», «Дорога Никуда»…).
Подводя итоги, можно сделать выводы:
Во-первых, музыка является в произведениях А.С. Грина одним из главных критериев оценки героев: показывает богатство внутреннего мира или низменность души, а также выражает жизненные позиции героев.
Во-вторых, музыка – это образец идеального, к которому должны стремиться герои А.С. Грина. Один из возможных путей достижения идеала – творчество. Но творить могут только люди с «чистой» душой.
В-третьих, музыка, звучащая в душах героев, способна передать нюансы «душевной вибрации», - состояний души.
В-четвертых, «чистые» души героев А. Грина постоянно находятся в «непокидающем
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 ...
|
|