Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Андрей Белый

←предыдущая  следующая→
1 2 

Время в мире Белого было не тем,         что у  нас. Он мыслил эпохами.

                                     Михаил Чехов.

Мне Вечность - родственна.

                                     Андрей Белый.

     Андрей Белый  -  Борис  Николаевич  Бугаев  (14.10.1880  ­8.1.1934 )  родился и вырос в среде московской интеллигенции,в семье знаменитого математика, профессора Московского универси­тета Николая  Васильевича Бугаева.Летние месяцы семья Бугаевых проводила в Подмосковье, и мальчик с детства мог приобщиться к миру поместно-деревенской  России , где как бы воедино слились красота русского пейзажа  и величие культуры, творимой жившими среди этой природы людьми.

     Уже учась в университете Белый  ежедневно  посещал  семью Михаила Сергеевича  и  Ольги Михайловны Соловьевых - родителей своего друга Сергея."Не чайный стол - заседание  Флорентийской академии",- с благодарностью вспоминал  Белый  дом Соловьевых, где  бывали, старший брат Михаила Сергеевича философ  Владимир Соловьев,его сестра, поэтесса Поликсена Соловьева,философ Сер­гей Николаевич Трубецкой,историк Василий Осипович  Ключевский, позднее - Брюсов, Мережковский, Гиппиус...   Именно  здесь , в семье Соловьевых , были  поддержаны  первые литературные опыты Бориса Бугаева. Михаил Сергеевич помог Борису Бугаеву сочинить псевдоним "Андрей Белый" (белый - священный,утешительный цвет, представляющий  собою  гармоническое  сочетание  всех  цветов ­любимый цвет Владимира Соловьева ).

     В 1900 году Бугаев окончательно решает стать  писателем.В этом году  создана  первая из четырех его "симфоний" - "Север­ная" или "Героическая".

     Писатель впоследствии  признавался, что называя свои пер­вые прозаические опыты "симфониями", он и сам толком  не знал, что это такое. "Симфонии" Белого больше схожи с сонатами.Слово "симфония" было для Белого своего рода символом.

     Тема "вечного  возвращения" -одна из центральных жанро- и сюжетообразующих тем всего творчества Белого.  Белый часто об­ращался к лейтмотивной технике ведения повествования.  То есть выделение  в произведении одной, двух и более  главных  тем, к которым повествователь  возвращается через определенные проме­жутки времени. Уже во второй "симфонии" с темой "вечного возв­рата" борется тема жизнеутверждения.

     Во второй "симфонии" на первой же странице возникает  об­раз солнца - зловещий "глаз", уставивщийся  на  землю и проли­вающий  на  нее  потоки  "металлической раскаленности".  Первый поэтический сборник  Белого  "Золото  в лазури" выходит в 1904 году. В этом сборнике солнце - предмет  почти  что  языческого поклонения :

                  Солнцем сердце зажжено.

           Солнце - к вечному стремительность.

                  Солнце - вечное окно

  в золотую ослепительность.

                            "Солнце"

     Стихотворение "Солнце"  посвящено  К.Бальмонту  -  автору книги "Будем как Солнце". Также в этом  сборнике  Белый  отож­дествляет солнце с образом Золотого руна. В стихотворном цикле "Золотое руно" Белый преобразует древнегреческий миф в  симво­лическое иносказание  о жизненных целях своего поколения - по­коления рубежа столетия .

     Нацеленность в будущее пронизывает все стихотворения раз­дела "Золото в лазури".  В будущее , которое -  согласно логике "возврата" - уже было ! Поэтому оно может выступать в масках :

- "прежнего счастья"

    - "старины" :


                обуявшая нас мировым ,                                         ­                старина, окружившая нас,                                    

                водопадом летит голубым.

                            "Вечный зов"


           

- образов прошлой культуры ( раздел "Прежде и теперь" ) : Блестящие ходят персоны,

повсюду фаянс и фарфор,

расписаны нежно плафоны,

музыка приветствует с хор.

"Опала"


          1905 год - начало нового периода  жизнетворчества  Андрея Белого. Во  время  этого периода Белый влюбляется в жену Блока Любовь Дмитриевну Менделееву-Блок.  Это чувство, перевернувшее всю жизнь Белого, зародилось еще летом 1904 года. К весне 1906 года отношение людей, составляющих роковой треугольник достиг­ли крайнего  напряжения.  Любовь Дмитриевна расстается с Белым на десять месяцев,  чтобы все обдумать и принять окончательное решение. Летом Белого нередко посещают мысли о самоубийстве. В сентябре  происходит  решительное  объяснение. Резко и  безжа­лостно отвергнутый,Белый оказывается на грани умопомешательст­ва.Из Петербурга он сразу уезжает за  границу, где  начинается период  исцеления  от  перенесенного  удара, растянувшийся  на 1907-1908 годы.

     В эти годы Белый начинают видеть Россию сквозь призму ли­рики Некрасова. Памяти Некрасова посвящается сборник стихотво­рений "Пепел" (1908) Стихотворения сборника тщательно отобраны и расположены в очень продуманном порядке.  В  него  не  вошли многие из  стихотворений, написанных одновременно  со  стихами "Пепла",- из них Белый составил следующий сборник "Урна"(1909)

Идея "Пепла" точнее всего сформулирована самим Белым :

"Пепел"-книга самосожжения и смерти:но сама смерть есть только завеса, закрывающая горизонты  дальнего, чтоб найти их в ближ­нем".Сборник  выстроен по линии все большего  и большего прос­ветления "горизонта" (недаром один из последних разделов сбор­ника  называется "Просветы").

     Пространство "Пепла" - это система вписанных друг в друга кругов сжимающихся  по мере приближения  к  "центру" .  Первый "круг" самый большой, - почти что безграничные,"пустые","стра­шные", голодные пространства России, в которых обречен на рас­сеяние измученный болезнями, голодом и пьянством народ :

             Туда - где смертей и болезней

             Лихая прошла колея...

                            "Отчаяние"

             Пожирают их болезни


             Иссушает глаз...

              "Деревня"

Пролетают за селами села,

Пролетает за весями весь...

Там - убогие стаи избенок,

Там - убогие стаи людей...

                           "Из окна вагона"

     Тема хаоса - сквозная тема сборника - особенно акцентиро­вана в этом разделе.Естественная реакция человека на встречу с хаосом - первобытное чувство священного ужаса.Это чувство  вы­ражено в образах :

    - "неизвестности"

    - "оторопи" :

               Где по полю оторопь рыщет,


               Восстав сухоруким кустом...

                           "Отчаянье"

     -  смерти :

              Над страной своей родной

               Встала Смерть.

        "Веселье на Руси"

 От голода, холода тут

              И мерли, и мрут миллионы...

              Там Смерть протрубила вдали

              В леса, города и деревни...


                           "Русь"

     Пространство следующего "круга" - "Деревни" - имеет более четкие контуры.Оно  уже  не  пусто, а насыщено предметами

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»