Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Андрей Белый

←предыдущая следующая→  
1 2 

предметами под­черкнуто обыденными. В контексте общего замысла сборника и вы­сунутый  "красный язык" висельника, и стаи то черных, то изум­рудных мух, и кровь,свищущая пеной "из-под красной рукоятки" ­символы безысходной,тупиковой,совершающейся в одномерном прос­транстве смерти :

             Красною струею прыснул

             Красной крови ток.

              Ножик хряснул, ножик свистнул,-

             В грудь, в живот и в бок.

                            "Убийство"

     Пространство следующего  раздела "Город" еще конкретнее : Москва "пира во время чумы" . Ритуальная пляска Смерти перене­сена в "Городе" с открытых пространств России в замкнутый  ми­рок квартир :

               ...Здесь хозяин гостье рад.

               Звякнет в пол железной злостью

              Там косы сухая трость,-

              Входит гостья,щелкнет костью,

              Взвеет саван : гостья смерть.

                                 "Маскарад"

В этом мирке живут беспечные богатые люди,которые не видят ни­чего вокруг себя.Среди участников "пиров" только один поэт-ар­лекин знает о том что творится за окнами.Поэт-пророк выступает не только в маске шута-арлекина,но и в облике страстотерпца:

Вы мечи

             На меня обнажали.

             Палачи,

             Вы меня затерзали.

                   "Прохождение"

     Особое значение мотивы жертвенности и крестного страдания приобретают в разделе "Безумие" :


    - венок из "колючей крапивы" :

              Над простором плету,неподвижен,

              Из колючей крапивы венок ...

                            "В полях"

-         приложенный к "челу пучок колючего чертополоха"

-         бегущая с чела кровавая струя :

             С чела, с кровавого плеча


             Кровавая струя струится ...

                            "Успокоение"

Это мотивы, которые возвращают надежду. Она слабо забрезжит  в последнем стихотворении раздела  - "Друзьям", - зато укрепится и усилится в следующем разделе "Просветы" :

            

              Кто зовет благоуханной клятвою,


Вздохом сладко вдаль зовет идти,

Чтобы в день безветренный над жатвою

Жертвенною кровью изойти ?

                      "Жизнь"

    "Пепел" является самым трагическим стихотворным сборником Андрея Белого.

     Следующий его сборник -"Урна"(1909).  Этот сборник посвя­щен Брюсову.Большинство стихотворений сборника носят элегичес­кий характер, хотя в "Урне" содержатся и глубоко личные, почти что дневниковые записи о пережитой драме :


             Год минул встрече роковой,

             Как мы, любовь лелея, млели...

             И ежели тебя со мной

Любовь не связывает боле,

­Уйду,сокрытый мглой ночной,


             В ночное ,в ледяное поле...

             Сложу в могиле снеговой


             Любви неразделенной муки...

                      "Ссора"

     "Урна" - последнее ,что создал Андрей Белый в драматичес­кое четырехлетие ( 1905 - 1908 гг. )

     В 1910  Андрей  Белый  женится  на Асе Тургеневой.В конце 1910 молодожены едут в путешествие по Северной  Африке.Вернув­шись из  этого путешествия весной 1911 году в Россию Белый пи­шет "Путевые заметки" - самое светлое произведение из всех  им написанных.В марте  1912  года он с женой уезжает в Европу,где живет до 1916 года,изредка наезжая в Россию.

     В сентябре  1916 Белый возвращается на родину.Россия ожи­дает его. С Россией Белый переживает ее самое трагическое время:

Рыдай, буревая стихия,

             В столбах громового огня!

             Россия, Россия, Россия, -


Безумствуй,сжигая меня!..

Россия, Россия, Россия,

­Мессия грядущего дня !

"Родине"


     Это написанное  в  августе  1917 года самое знаменитое из стихотворений Белого точнее всего передает отношение  поэта  к свержению царизма.

     В Духов день 20 июня 1921 года он начинает  писать  поэму "Первое свидание"  - реквием по сгоревшему в буревой стихи ми­ру, по своей молодости, по гибнущей русской культуре.

     "Первое свидание" - вершина поэзии Андрея Белого 20-х го­дов. Дальше начинается "путь нисхождения".

     В сентябре  1925 года был завершен первый том из задуман­ной Белым эпопеи "Москва".

     "Мне всю жизнь грезились какие-то новые формы искусства,в которых художник мог бы пережить себя слиянным со всеми видами творчества... Я хотел вырываться из тусклого слова к яркому",­признавался Белый, и действительно,  поиск,  непокой, движение образуют самое  существо  его  человеческой и писательской на­туры.

     Последние годы жизни Белого не составляют исключения,ско­рее даже наоборот :  пробуются все новые  формы,  жанры, стили, писатель сочетает  работу  над  "Москвой" с путевыми заметками "Ветер с Кавказа" и "Армения", с трудами по стиховедению, фило­софскими этюдами  и культурологическими опытами,  обращается к театральным инсценировкам и даже киносценарию.

     Смерть писателя  в 1934 году была осознана современниками как завершение целой эпохи.Но им же было очевидно, что создан­ная Белым  проза  оставила  глубокий след в творчестве многих, способствовала появлению так называемой  "орнаментальной  про­зы".

            

     Литература :

     Андрей Белый.Сочинения.

     Андрей Белый.Стихотворения и поэмы.                          Андрей Белый.О себе как о писателе.


В. Пискунов ."Сквозь огонь диссонанса".

←предыдущая следующая→  
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»