Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Белинский о романеПушкина - "Евгений Онегин"

←предыдущая  следующая→
1 2 

 

Говоря о романе в целом Белинский отмечает его историзм в воспроизведённой картине русского общества. «Евгений Онегин», считает критик, есть поэма историческая, хотя в числе её героев нет ни одного исторического лица.

Далее Белинский называет народность романа. В романе «Евгений Онегин» народности больше, нежели в каком угодно другом народном русском сочинении... Если её не все признают национальною- то это потому, что у нас издавна укоренилось престранное мнение, будто бы русский во фраке или русская в корсете- уже не русские и что русский дух даёт себя чувствовать только там, где есть зипун, лапти, сивуха и кислая капуста. «Тайна национальности каждого народа заключается не в его одежде и кухне, а в его, так сказать, манере понимать вещи.»

Глубокое знание обиходной философии сделало «Онегина» и «Горе от ума» произведениями оригинальными и чисто русскими.

По мнению Белинского, отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его самому себе, исполнены задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является любящею и гуманною. «Онегина» можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением»,- утверждает критик.

     Критик указывает на реализм «Евгения Онегина»                                                        

    «Пушкин  взял эту  жизнь, как  она есть,  не отвлекая  от нее

 только одних  поэтических ее  мгновений; взял  ее со  всем холодом, со всею ее прозою и пошлостию»,- отмечает Белинский. «Онегин» есть  поэтически верная действительности картина русского общества в известную эпоху.»     

    В  лице  Онегина,  Ленского  и  Татьяны, по мнению критика, Пушкин  изобразил русское общество в одном из фазисов его  образования, его  развития.

Критик говорит об огромном значении романа  для последующего литературного процесса. Вместе с современным ему гениальным  творением Грибоедова- «Горе от ума», стихотворный роман Пушкина положил прочное основание новой русской поэзии , новой русской литературе.

Вместе с «Онегиным» Пушкина... «Горе от ума»... положили основание последующей литературе, были школою, из которой вышли Лермонтов и Гоголь.

Белинский дал характеристику образам романа. Так характеризуя  Онегина, он замечает:                                                                 

«Большая  часть   публики  совершенно   отрицала  в   Онегине  душу и  сердце,  видела  в  нем  человека  холодного,  сухого и  эгоиста по натуре.  Нельзя  ошибочнее  и   кривее  понять   человека!..  Светская жизнь  не  убила  в  Онегине  чувства, а  только охолодила  к бесплодным  страстям  и  мелочным  развлечениям...   Онегин  не   любил  расплываться  в  мечтах,  больше  чувствовал, нежели  говорил, и  не всякому  открывался.  Озлобленный  ум  есть  тоже  признак   высшей  натуры,  потому только людьми, но и самим собою».                           

  Онегин- добрый малый, но при этом недюжинный человек. Он  не годится  в гении,  не лезет в великие люди, но бездеятельность и пошлость жизни душат его. Онегин -  страдающий эгоист... Его можно назвать эгоистом  поневоле, считает Белинский, в  его эгоизме  должно видеть  то, что древние называли рок, судьба.                                                        

    В   Ленском   Пушкин  изобразил   характер, совершенно

противоположный   характеру   Онегина, считает критик,   характер совершенно отвлеченный, совершенно чуждый   действительности. Это  было, по мнению критика, совершенно  новое  явление.

      Ленский  был  романтик  и  по  натуре  и  по  духу  времени. Но в  то же  время «он сердцем  милый  был  невежда», вечно  толкуя  о  жизни, никогда  не знал  ее.  «Действительность  на  него  не  имела  влияния: его и  печали  были  созданием  его фантазии»,- пишет Белинский. Он полюбил  Ольгу, и украсил  ее  достоинствами  и  совершенствами,  приписал   ей  чувства, и мысли которых у  ней не  было и  о которых  она и  не заботилась. «Ольга   была  очаровательна,  как  все  «барышни»,  пока   они  еще   не  сделались   «барынями»;  а  Ленский  видел  в  ней  фею,  сельфиду,  романтическую   мечту,  нимало не подозревая будущей барыни»,- пишет критик

     Люди,  подобные  Ленскому,  при всех  их   неоспоримых  достоинствах, нехороши  тем,  что  они  или перерождаются  в совершенных филистеров,  или, если  сохранят  навсегда   свой  первоначальный тип,  делаются  этими  устарелыми  мистиками и  мечтателями, которые  так  же  неприятны, как  и старые  идеальные девы,  и которые больше враги всякого  прогресса, нежели  люди просто,  без претензий,  пошлые. Словом,  это теперь, самые несносные пустые и пошлые люди.              

     Татьяна, по мнению Белинского, -   существо  исключительное, натура глубокая,  любящая, страстная.  Любовь  для  нее могла  быть или  величайшим блаженством,  или  величайшим бедствием  жизни,  без   всякой  примирительной  середины.  При  счастии взаимности любовь  такой  женщины-  ровное,  светлое  пламя;  в  противном  случае-  упорное пламя,  которому  сила  воли,  может  быть, не  позволит прорваться наружу,  но  которое тем  разрушительнее и  жгучее, чем  больше оно сдавлено  внутри.  Счастливая  жена,  Татьяна  спокойно, но  тем не менее  страстно  и  глубоко  любила бы  своего мужа,  вполне пожертвовала бы собою детям, но не по рассудку, а опять по страсти,  и в этой  жертве,  в  строгом  выполнении  своих обязанностей  нашла бы свое  величайшее  наслаждение,  свое  верховное  блаженство «Это  дивное  соединение  грубых,  вульгарных   предрассудков  с страстию  к  французским   книжкам  и   с  уважением   к  глубокому творению  Мартына  Задеки  возможно   только  в   русской  женщине. Весь  внутренний  мир  Татьяны  заключался  в  жажде  любви,  ничто другое не говорило ее душе, ум ее спал...»,- писал критик.

    По мнению Белинского, для  Татьяны  не  существовал  настоящий Онегин,  которого она не  могла  ни  понимать,  ни  знать, по этому что  она и саму себя  так же  мало пони-

 мала и знала, как и Онегина.                                    

    «Татьяна  не  могла полюбить  Ленского и  еще менее  могла полю бить  кого-нибудь  из  известных  ей  мужчин:  она  так  хорошо  их знала,  и  они  так  мало  представляли пищи  ее экзальтированному, аскетическому воображению... »,- сообщает Белинский.                                   

      «Есть существа, у которых фантазия имеет гораздо более влияния  на  сердце... Татьяна была  из таких существ»,- утверждает критик.

       После  дуэли, отъезда  Онегина  и  посещения  Татьяной  комнаты Онегина  «она  поняла  наконец,  что  есть  для   человека  интересы, есть  страдания  и скорби, кроме   интереса  страданий   и  скорби любви... И поэтому  книжное знакомство

с  этим  новым  миром  скорбей  если  и  было для  Татьяны откровением,  эго  откровение  произвело  на нее  тяжелое, безотрадное  и бесплодное  впечатление. Посещения  дома

 Онегина  и  чтение  его  книг  приготовили  Татьяну   к  перерождению из  деревенской  девушки  в  светскую  даму,  которое  так  удивило и поразило Онегина».                                                           «Татьяна не любит  света и  за счастие  почла бы  навсегда оставить его для деревни; но пока она в свете -  его мнение  всегда будет её идолом и страх  его суда  всегда будет  ее добродетелью... Но я другому  отдана, -  именно  отдана,  а  не  отдалась! Вечная  верность  таким  отношениям,  которые составляют   профанацию   чувства   и  чистоты   женственности,  потому что  некоторые  отношения,  не  освящаемые  любовью,  в  высшей  степени  безнравственны... Но  у  нас  как-то  все это  клеится вместе:  поэзия  - 

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»