←предыдущая следующая→
1 2
я2ВИЛЬЯМ ШЕКСПИР
я2(1564-1616)
я1Созданные три с лишним века назад трагедии, исто-
я1ричесикие хроники и комедии Шекспира живут до сих пор,
я1волнуют и потрясают воображение зрителей. Лучшие театры
я1мира и выдающиеся актеры поныне считают для себя экза-
я1меном и счастьем поставить и сыграть шекспировский
я1спектакль.
я1Увидев такой спектакль или просто прочитав пьесу
я1Шекспира, вы захотите, наверное, узнать побольше о том,
я1кто создлал эти произведения. Но это не так просто.
я1О жизни великого драматурга сохранилось мало све-
я1дений. Шекспир не писал воспоминаний и не вел дневни-
я1ка.Нет у нас его переписки с современниками. Не сохра-
я1нились и рукописи пьес Шекспира. До нас дошло лишь нес-
я1колько документов,в которых упоминаются разные обстоя-
я1тельства его жизни. Каждый из этих документов, даже ес-
я1ли в нем лишь несколько слов о Шекспире, исследован и
я1истолкован. Редчайшими историческими ценностями счита-
я1ются те немногие клочки бумаги, на которых рукой Шекс-
я1пира написано несколько строк или просто стоит его под-
я1пись.
я1Нужно было положить очень много труда, чтобы мы
я1могли прочитать теперь о Шекспире то, что должен знать
я1о нем каждый образованный человек.
я1Вильям Шекспир родился 23 апреля 1564 года в ма-
я1леньком английском городке Стратфорде, расположенном на
я1реке Эйвон. Его отец был ремесленником и купцом. Расс-
я1каз о детстве и юности Шекспира полон красочных подроб-
я1ностей. Однако наука не может признать их вполне досто-
я1верными. Когда Шекспиру было немногим более 20 лет, ему
я1пришлось внезапно покинуть Стратфорд. Молодой Шекспир
я1отправился в Лондон.
я1Оказавшись в незнакомом городе без средста, без
я1друзей и знакомых, он, как утверждают распространенные
я1предания, зарабатывал первое время на жизнь тем, что
я1караулил у театра лошадей, на которых приезжали знатные
я1господа. Позже Шекспир стал служить в театре. Он сле-
я1дил, чтобы актеры вовремя выходили на сцену, переписы-
я1вал роли, случалось, заменял суфлера. Словом ,задолго
я1до того, как великий драматург вывел на сцену своих ге-
я1роев, он узнал нелегкую закулисную жизнь театра.
я1Прошло несколько лет. Шекспиру начали поручать ма-
я1ленькие роли в театре, познее получившем название
я1"Глобус ", спектакли которого пользовались успехом в
я1Лондоне. Актером Шекспир так и не стал, но его высказы-
я1вания об актерском искусстве, а главное, великолепное
я1мастерство в построении пьесы, свидетельствуют о пора-
я1зительном знании законов сцены.
я1Впрочем, Шекчспир писал не только пьесы. Его сти-
я1хотворения - сонеты пленяли современников и продолжают
я1пленять потомков силой чувств, глубиной мысли, изящест-
я1вом формы. Читатели могут особенно хорошо оценить шекс-
я1пировские сонеты, благодаря превосходным переводам.
я1Но главным делом для Шекспира, страстью всей его
я1жизни быда работа драматурга, создание пьес. Огромно
я1мастерство Шекспира как драматурга. Язык его трагедий
я1отличается необыкновенным богатством и красочностью.
я1Его драматургия занимает почетное место в репертуаре
я1театров всего мира.
я1Ликующая радость жизни, прославление здравого,
я1сильного, отважного, ярко чувствующего, смело думающего
я1человека - вот основное в первых пьесах Шекспира - ко-
я1медиях: "Укрощение строптивой", "Комедия ошибок", "Сон
я1в летнюю ночь", "Много шума из ничего", "Двенадцатая
я1ночь", написанных в 1593-1600 гг. В них выражена важная
я1для эпохи Возрождения мысль: человека нужно судить не
я1поплатью, не по знанию, не по сословию и богатству, а
я1по его поведению и личным качествам.
я1Трудно найти в мировой драматургии пьесу такую же
я1сказочно - веселую, ясную, волшебную, как "Сон в летнюю
я1ночь". Поэтичное воображение Шекспира породило в ней
я1фантастические, близкие к народным сказкам образы Гор-
я1чичного Зернышка, Паутинки, Мотылька. Их участие в
я1судьбе любящих приводит к счастливой развязке.
я1Но благородным гуманистическим идеям Возрождения
я1не суждено было победить в ту жестокую эпоху. Шекспир с
я1горечью это ощущает. В его следующих пьесах тоже выра-
я1женыидеи Возрождения, но краски пьес становятся мрач-
я1нее. Он изображает столкновение прекрасных идеалов Воз-
я1рождения с суровой деятельностью. В творчестве Шекспира
я1начинает звутать тема гибели героев, особенно дорогих
я1ему, воплощающих светлые гуманистические идеи.
я1Юный Ромео и Джульетта - герои первой великой тра-
я1гедии Шекспира (1594) - пламенно любят друг друга. Лю-
я1бовь их наталкивается на непреодолдимую преграду - ста-
я1ринную вражду семейств. В неравном поединке с вековыми
я1предрассудками, с кровавыми и бессмысленными законами,
я1Ромео и Джульетта гибнут. Но в их любви, не смерившейся
я1с предубеждениями старины, заключена высокая нравствен-
я1ная победа.
я1Пьесы Шекспира шли на сцене лондонского театра
я1"Глобус". Театр " Глобус" был похож на круглый загон
я1под открытом небом. Приезжий иностранец , посетивший в
я11599 г. первое представление Шекспира "Юлий Цезарь",
я1назвал театр "Глобус" домом с соломенной крышей - он
я1имел в виду крышу над сценой. Свое название театр полу-
я1чил от статуи Геркулеса, поддерживающего плечами земной
я1шар.
я1После постановки "Юлия Цезаря" с 1601 по 1608 гг.
я1Шекспир создал самые великие свои трагедии: "Гамлет",
я1"Король Лир", "Макбет", "Отелло".
я1Датский принц Гамлет горько скорбит об умершем от-
я1це. Но вдруг он с ужасом узнает: он не умер, он был
я1убит. Убийца - родной брат убитого, дядя Гамлета - не
я1только унаследовал престол покойного короля, но и же-
я1нился на его вдове - матери Гамлета.
я1В трагедии изображено, как Гамлет вначале обличает
я1лицемерие коронованного преступника, а затем и мстит
я1ему за смерть отца. Но это только внешние события пь-
я1есы.
я1Трагедия рисует сложные и трудные раздумья благо-
я1родного человека о природе зла, о порочном королевском
я1дворе, о лжи, таящейся в дворцовых стенах, о болезнях,
я1которыми поражен век, словно бы " вывихнутый в своих
я1суставах". Великий русский критик В.Г.Белинский писал о
я1Гамлете:" Это душа, рожденная для добра и еще в первый
я1раз увидевшая зло во всей его гнусности".
я1Одиночество Гамлета - это одиничество человека,
я1который опередил свое время, находится с ним в траги-
я1ческом разладе и потому погибает.
я1В последние годы творчества Шекспира (1608-1612)
я1его пьесы приобретают иной характер. Они удаляются от
я1реальной жизни. В них звучат сказочные, фантастические
я1мотивы. Но и в этих пьесах - "Перикл", "Зимняя сказка",
я1"Буря" - Шекспир осуждает деспотизм и своевластие,
я1встает на защиту дорогих ему идеалов, прославляет силу
я1любви, веру и лучшие побуждения человека, утверждает
я1естественное равенство всех людей. Восклицание героя
←предыдущая следующая→
1 2
|
|