Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Вольноеобщество любителей российской словесности

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

Тема: «Вольное общество любителей российской словесности»

 

Вольное общество любителей российской словесности, существовавшее с 1816 по 1825 год, оставило заметный след в истории русской литературы и журналистики. Это одна из первых организаций передовых писателей России. Деятельность Вольного общества любителей российской словесности была тесно связана с деятельностью декабристов, многие из которых были членами этого общества.

Всего в Вольном обществе насчитывалось свыше 240 членов (82 «действительных члена», 24 «члена-сотрудника», 39 «членов-корреспондентов» и 96 «почетных членов»). В составе Общества находилось около 20 членов Союза благоденствия, которые и «задавали тон» в этом литературном объединении.

Основным источником курсовой работы является книга Василия Григорьевича Базанова «Ученая республика», в которой автор последовательно и, насколько это возможно, подробно рассматривает историю Общества. «Ученая республика», по словам Базанова, более уточненное и переработанное издание, чем вышедшая в 1949 году книга «Вольное общество любителей российской словесности». Поэтому мой выбор основного источника для курсовой работы остановился на «Ученой республике».

До работ В.Г.Базанова Вольное общество любителей российской словесности не являлось темой специального расследования. В ряде материалов библиографического и историко-литературного характера встречались лишь разрозненные сведения об Обществе.

Сохранившийся архив Вольного общества, состоящий из 104 переплетенных «Журналов» и «Отчетов», поражает обилием официальной переписки, подробнейшими финансовыми отчетами, многочисленной корреспонденцией. Документы же, отражающие творческую жизнь Общества, представлены исключительно слабо. Возможно, что часть документов была уничтожена в декабре 1825 года Глинкой или Никитиным, но скорее всего, Боровковым. Однако по сохранившимся документам В.Г.Базанов восстановил историю Вольного общества любителей российской словесности.

При написании курсовой работы мною были использованы и другие, менее подробные, источники.

Учитывая, что курсовая работа по курсу истории русской журналистики, большее внимание в ней я постаралась уделить изданиям Вольного общества любителей российской словесности, не забывая, впрочем, и о его истории.

I. Вольное общество

любителей российской словесности

Датой возникновения Санкт-Петербургского Вольного общества любителей российской словесности, или, как оно еще сначала называлось, Общества соревнователей просвещения и благотворения, следует считать 17 января 1816 года. Именно в этот день состоялось первое собрание его основателей, на котором Е.Люценко, А.Боровков, А.Никитин и И.Боровков приняли правила Общества. Их целью было «остающееся от занятий по службе время употребить на полезнейшие упражнения, предлагая труды свои на взаимное суждение». «Был прочтен проект устава; сделаны исправления, изменения, и заседание кончилось» (А.Д.Боровков).

Уже через две недели со дня возникновения Общества, 28 ноября 1816 года, на очередном заседании был единогласно принят действительным членом Федор Николаевич Глинка (окончательно утвержден на следующем заседании – 5 декабря 1816 года). Глинка (тогда уже известный писатель и член Союза Спасения) быстро продвигается в руководящий состав Вольного общества любителей российской словесности.

Чтобы правильнее оценить роль Вольного общества, которую оно играло в годы своего существования, необходимо сделать отступление, касающееся тайных обществ декабристов. На смену Союзу спасения (1816-1817) пришел Союз Благоденствия (1818-1821). Союз Благоденствия заботился об объединении прогрессивных национальных сил, о большой просветительской работе, о влиянии на общественное мнение. Отсюда в Союзе Благоденствия, в его пропагандистских занятиях такое важное место занимают конституционные проекты, петиции, легальные просветительские мероприятия, литература и наука.

Законоположением Союза Благоденствия стала «Зеленая книга», названная так, по предположениям исследователей, по цвету обложки. Структура Союза Благоденствия предусматривала строгую конспирацию и была невероятно сложна. Существовала целая лестница управ, сложная и запутанная сеть филиалов тайного общества. Кроме управ, членам Союза Благоденствия рекомендовалось учреждать специальные «вольные общества», которые по сути были легальными представительствами тайных декабристских обществ.

Именно так, «Вольные общества», называлась одна из глав законоположения Союза. Ниже приводятся некоторые из ее параграфов:

«П.48.  В о л ь н ы м и  о б щ е с т в а м и называются в Союзе Благоденствия все общества, к цели его стремящиеся, но вне оного находящиеся.

П.49. Учреждение оных и продолжение вменяются в особую заслугу членам Союза – имена их вписываются в почетную книгу.  (…)

П.52. В оных должны быть порождаемы и укрепляемы: согласие и единодушие, охота к взаимному сообщению полезных мыслей, познание гражданских обязанностей и любовь к отечеству».

Таким Вольным обществом и стало Вольное общество любителей российской словесности. В большинстве источников, в которых история Вольного общества не изучается подробно, Общество представляется как периферийная декабристская организация.

«Правила общества любителей словесности» в политическом смысле были вне всяких подозрений. Основная цель Общества сводилась к чтению и исправлению читавшихся на собраниях произведений. В конце 1817 года, по предложению Никитина, Обществом было решено издавать журнал «Труды Вольного общества любителей российской словесности», который выходит также и под названием «Соревнователь просвещения и благотворения».

До 1818 года Общество именовалось просто Общество любителей российской словесности, только в этом году получив дополнение: Вольное. Был принят новый устав. Поправки к нему были несомненно предложены Глинкой и Никитиным. Все новое, что было внесено в этот документ, приближало цели Вольного общества к целям Союза Благотворения.

Но и после этого деятельность Вольного общества была неактивна, проходила в мелких распрях и в чтении заурядных произведений. Легче было создать новое общество, чем возродить старое. Вольное общество переживало кризис. Попытки Глинки и Никитина привить Обществу гражданское направление не имели успеха. Однако Никитин не успокаивается, выдвигая одну идею за другой. В его лице Федор Глинка имел верного помощника.

Как видно, Глинке и Никитину на первых порах плохо удавалось решение поставленной задачи: пропагандировать с помощью писателей и ученых идеи «Зеленой книги». Но в 1818 году в «упражнениях» членов Вольного общества намечается выход к гражданской теме. Именно в этом году в жизни «соревнователей» наступили события, которые превратили Общество словесности действительно в Вольное общество прогрессивных писателей.

Активнейший член Союза Благоденствия Федор Глинка с помощью Никитина добивается принятия новой «Формы избрания в члены действительные, сотрудники и в корреспонденты, налицо находящиеся». Церемония принятия стала более серьезной и строгой. Новые правила, утвержденные 25 февраля 1818 года, прививали чувство ответственности каждого члена перед Вольным обществом, предполагали необходимость строжайшей дисциплины, взаимной поруки, конспирации, ограничивали доступ в Общество случайным людям и способствовали привлечению к цели Союза Благоденствия истинных «соревнователей».

Для «успехов просвещения» в обновленном Обществе были организованы специальные «ученые упражнения». Под ними подразумевались как публицистические выступления, так и художественные произведения.

Одним из доказательств того, что Вольное общество любителей российской словесности стало прогрессивным обществом того времени,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»