Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Злободневностьи политический аспект ораторской речи

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

РЕФЕРАТ

по введению

в мировую журналистику

Тема:

«Злободневность

и политический аспект

ораторской речи »

1 9 9 7

Истоки публицистического творчества уходят в глубь веков, в пору, когда формировалось универсальное средство социального общения и управления - речь, слово.  Уже на ранних стадиях формирования культуры умелое владение речью трактовалось как социальная ценность. Важнейшей предпосылкой расцвета знаменитого античного красноречия явилась свобода обсуждения народом (собрание считалось правомочным при участии в нем не менее 6 тысяч граждан) животрепещущих вопросов общественной жизни. Именно этот вид работы со словом лежит у истоков многих ответвлений словесного мастерства, литературного искусства в западноевропейской и русской культурах.

В трудах философов и ораторов античности и средневековья постоянно звучит преклонение перед чудом слова. Аристотель говорит об этом неоднократно. Даже антагонист Аристотеля и глава афинской ораторской школы Исократ в данном вопросе вполне солидарен с ним.

В Риме противопоставлялись понятия «оратор» и «ритор». Под первым предразумевается общественный деятель, государственный муж, владеющий красноречием как средством политической деятельности. Под вторым - знаток теории красноречия, правил речевого мастерства, умеющий ими владеть и их преподавать, но не дерзающий вступать в реальные политические споры о судьбах государства.

Конечно, случалось и единство профессиональных специализаций. Наиболее яркий пример тому - Цицерон, прославленный оратор, охотно обучавший приемам красноречия и размышлявший о них в диалогах об ораторском мастерстве. Однако в первую очередь Цицерон - политик и общественный деятель, именно политический оратор, а не ритор.

Из-под пера учителей красноречия выходило много пособий под названием «Риторика». Они стремились классифицировать бытовавшие роды публичного слова и систематизировать приемы каждого из них. Через всю античность прошло различение трех основных родов красноречия: эпидектическое (торжественное), судебное, совещательное (симбулевтическое). Такую группировку определили особенности общественной жизни античности. Похвала, прославление героических деяний, а также надгробные плачи перешли постепенно в прозаическое слово из песнопений аэдов, являвшихся неотъемлемой частью жизни архаической Греции.

Судопроизводство большинства греческих городов-республик основывалось на решении судей-присяжных, насчитывавших в торжественных случаях более 500, а порой и до 1500 человек. Понятно, сколь велика здесь роль обвинительной или защитительной речи. От этого зависело наказание обвиняемого, а порой и его жизнь.

И все же большинство риторов и риторик согласны, что наивысший и наисложнейший род красноречия - симбулевтическое  (совещательное) или политическое слово. В этих случаях «то, о чем люди совещаются или по поводу чего высказывают свое мнение ораторы, сводится, можно сказать, к пяти главным пунктам; они следующие: финансы, война и мир, защита страны, ввоз и вывоз продуктов и законодательство», - писал Аристотель. Такими и были в основном дела, выносившиеся в демократических полисах Греции и в античном республиканском Риме на обсуждение народных собраний.

Отсюда и уважение, которым пользовались граждане, способные удержать внимание многотысячного народного собрания, убедить в разумности своего предложения, настоять на немедленном его утверждении. Так красноречие из свойства, от природы присущего многим людям, постепенно превратилось в профессию немногих, в незаменимое для античности орудие общественно-политического влияния и авторитета. Ведь только с помощью убедительной публичной речи можно было увлечь в едином порыве массу людей, донести до всех вместе и до каждого в отдельности необходимую мысль, повести за собой.

Политическая содержательность античного красноречия, его актуальность, ориентация на практическую действенность высказанных предложений, их открытость создают обширную сферу общности политического устного слова и публицистики.  О характере этой общности можно судить полнее, если познакомиться с красноречием самых прославленных ораторов древности - Демосфена и Цицерона.

Два века, что разделяют их жизни, являются целой эпохой, эпохой эллинизма. Демосфен стоял у ее колыбели, Цицерон воспринимал как наследие.

Пламенные политические речи Демосфена о мерах борьбы с агрессией македонского царя Филиппа II, грозившей независимости родного города, уже в античности именовались «филиппиками». За 10 лет (351-341 г.г. до н.э.) оратор создал 8 «филиппик». Они обращены к народному собранию Афин, ко всем гражданам афинского полиса и подчинены одной идее: собрать силы для отпора македонской агрессии, защитить независимость демократического отечества. Эта борьба была очень трудной из-за того, что промакедонские настроения проникли в среду афинских граждан. Активно выступали на народном собрании сторонники мира и компромиссов с Филиппом.

Цель «филиппик» - организация мощного отпора врагу. Доказательства необходимости и возможности этого концентрируются вокруг истолкования очередных политических акция Филиппа, трактовки поступков афинских союзников и противников среди других греческих полисов, объяснения реакции афинских граждан. Серия доказательств подводит к необходимости срочных практических мер. Оратор предлагает перераспределить налоги на строительство флота, быстро соорудить боевые корабли, выступать в походы, активно поддерживать города, которые борются с Филиппом, направлять посольства для заключения новых союзов против македонян.

Такова содержательная сторона «филиппик». Что же касается их построения, они, по свидетельству древних, были исполнены и донесены так, что производили неотразимое впечатление на слушателей. К сожалению дошедшие до нас тексты «филиппик» нельзя считать точно соответствующими реально сказанным. И все же по ним можно судить о приемах построения политических речей Демосфена. В главном они соответствуют тем рекомендациям «Риторик», которые требовали находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Способов убеждения, зависящих от личности самого оратора, множество - здесь действует весь его политический и жизненный кругозор, нравственный опыт, авторитет. Риторики с особой тщательностью выделяли средства выразительности, способные заинтересовать аудиторию вне зависимости от предметного содержания речи. Таковы состязательность, острота полемичности, «лобовое» противопоставление доводов «за» и «против». Эти безотказные средства привлечения внимания слушателей стали приметами античного красноречия. Для Демосфена характерен обостренный полемизм, прямое и категоричное скрещение своих доводов с доводами противника. В «филиппиках» это, с одной стороны, опровержение миролюбивых заверений Филиппа фактами его захватнических действий, с другой - обличение сторонников промакедонской политики в самих Афинах.

Не менее сильно действует прямое обращение к слушателям. Для мастеров красноречия характерна способность идентифицировать себя с аудиторией, сказать как бы не от себя, а за нее. Именно такой была третья речь Демосфена против Филиппа. После этой речи афиняне проголосовали за меры, предложенные оратором, согласились со всеми его доводами, отправили посольства в другие полисы для объединения в борьбе против Филиппа.

Так еще раз подтвердилось, что для совещательного красноречия возбуждение эмоций аудитории - не самоцель, а лишь средство, лишь орудие борьбы для достижения конкретных политических результатов. Величие Демосфена состоит в том, что вся его жизнь была как бы продолжением его речей, а слова -

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»