Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

ЛевТолстой "Война и Мир"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

1ѕ«пeНУУФХЧШ          В   1867  году  Лев  Николаевич  Толстой  закончил  работу  над  поизведением  " Война  и  мир " . Говоря  о  своём  романе , Толстой  признавался , что  в  " Войне  и  мире "  он  " любил  мысль  народную " . Автор  поэтизирует  простоту , доброту , нравственность  народа . Толстой  видит  в  народе  источник  нравственности , необходимой  для  всего  общества .

С .  П .  Бычков  писал : " По  мысли  Толстого , чем  ближе  дворяне  стоят  к  народу , тем  острее  и  ярче  их  патриотические  чувства , богаче  и  содержательнее  их  духовная  жизнь . И , напротив , чем  дальше  они  от  народа , тем  суше  и  черствее  их  души , тем  непривлекательнее  их  моральные  принципы " . ***  Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  возможность  активного  воздействия  личности  на  историю , поскольку  предусмотреть  или  изменить  направление  исторических  событий  нельзя , ибо  они   зависят  от  всех  и  ни  от  кого  в  отдельности . В  своих  философско - исторических  отступлениях  Толстой  рассматривал  исторический  процесс  как  сумму , складывающуюся  из  " бесчисленного  количества  людских  произволов " , то  есть  усилий 

каждого  человека . Совокупность  этих  усилий 

выливается  в  историческую  необходимость , отменить  которую  никто  не  может . По  мнению  Толстого , историю  делают  массы , и  её  законы  не  могут  зависеть  от  желания  отдельного  исторического  лица . Лидия  Дмитриевна  Опульская  писала : " Толстой  отказывается  признать  силой , руководящей  историческим  развитием  человечества , какую  бы  то  ни  было  " идею " , а  также  желания  или  власть  отдельных , пусть  даже  и  " великих "  исторических  деятелей . " Есть  законы , управляющие  событиями , отчасти  неизвестные , отчасти  нащупываемые  нами , - пишет  Толстой . - Открытие  этих  законов  возможно  только  тогда , когда  мы  вполне  отрешимся  от  отыскивания  причин  в  воле  одного  человека , точно  так  же , как  открытие  законов  движения  планет  стало  возможно  только  тогда , когда  люди  отрешились  от  представления  утверждённости  Земли " . Перед  историками  Толстой  ставит  задачу  " вместо  отыскания  причин ... отыскание  законов " . Толстой  остановился  в  недоумении  перед  осознанием  законов , которые 

определяют  " стихийно - роевую "  жизнь  народа . Согласно  его  взгляду , участник  исторического  события  не  может  знать  ни  смысла  и  значения ,

ни - тем  более - результата  совершаемых  действий . В  силу  этого  никто  не  может  разумно  руководить  историческими  событиями , а  должен  подчиняться  стихийному , неразумному  ходу  их , как  подчинялись  древние  фатуму . Однако  внутренний , объективный  смысл  изображённого  в  " Войне  и  мире "  вплотную  подводил  к  осознанию  этих  закономерностей . Кроме того , в  объяснении  конкретных  исторических  явлений  сам  Толстой  очень  близко  подходил  к  определению  действительных  сил , руководивших  событиями . Так , исход  войны  1812  года  был  определён , с  его  точки  зрения , не  таинственным  и  недоступным  человеческому  пониманию  фатумом , а  " дубиной  народной  войны " , действовавшей  с

" простотой "  и  " целесообразностью " . *** Народ  у  Толстого  выступает  как  творец  истории : миллионные  массы  простых  людей , а  не  герои   и  полководцы  творят  историю , двигают  общество  вперёд , создают  всё  ценное  в  материальной  и  в 

 духовной  жизни , совершают  всё  великое  и  героическое . И  эту  мысль - " мысль  народную " - Толстой  доказывает  на  примере  войны  1812  года .

       Лев  Николаевич  Толстой  отрицал  войну , горячо  спорил  с  теми , кто  находил  " красоту  ужаса "  в  войне . При  описании  войны  1805  года  Толстой  выступает  как  писатель - пацифист , но  при  описании  войны  1812  года  автор  переходит  на  позиции  патриотизма . Война  1812  года  предстаёт  в  изображении  Толстого  как  война  народная . Автор  создаёт  множество  образов  мужиков , солдат , суждения  которых  в  совокупности  составляют  народное  мироощущение . Купец  Ферапонтов  убеждён , что  французов  не  пустят  в  Москву ,

" не  должны " , но , узнав  о  сдаче  Москвы , он  понимает , что  " решилась  Расея ! " . А  если  уж  Россия  гибнет , то  нечего  спасать  своё  добро . Он  кричит  солдатам , чтобы  забирали  его  товары , лишь  бы  ничего  не  досталось  " дьяволам " . Мужики  Карп  и  Влас  отказались  продавать  сено  французам , взяли  в  руки  оружие  и  ушли  в  партизаны . В  период  тяжких  испытаний  для  Отечества  " делом 

народным " , всеобщим  становится  защита  Родины . Все  герои  романа  проверяются  с  этой  стороны : одушевлены  ли  они  всенародным  чувством , готовы  ли  на  подвиг, на  высокую  жертву  и  самоотвержение.

В  любви  к  Родине , патриотическом  чувстве  равны  князь  Андрей  Болконский  и  солдат  его  полка . Но  князь  Андрей  не  только  одушевлён  всеобщим  чувством , а  и  умеет  сказать  о  нём , анализировать  его , понимает  общий  ход  дел . Настроение  всего  войска  перед  Бородинским  сражением  именно  он  в  состоянии  оценить  и  определить . Сами  многочисленные  участники  величественного  события  действуют  по  тому  же  чувству , и  даже  не  бессознательно , - просто  они  очень  немногословны .

" Солдаты  в  моём  батальоне , поверите  ли , не  стали  водку  пить : не  такой  день , говорят " , - вот  и  всё , что  слышит  князь  Андрей  про  солдат  от  батальонного  командира  Тимохина . Пьер  Безухов  вполне  понимает  смысл  " неясных "  и  тоже  слишком  кратких  слов  солдат : " Всем  народом  навалиться  хотят , одно  слово  -  Москва . Один  конец  сделать  хотят " . Солдаты  выражают  уверенность  в  победе ,

готовность  умереть  за  Родину . В романе  " Война  и  мир "  Толстой  описывает  войну  1812  года  лишь  на  территории  России , справедливую  войну . Д . С . Лихачёв  писал : " Историческая  сторона  романа  в  её  нравственно - победной  части  вся  оканчивается  в  России , и  ни  одно  событие  в  конце  романа  не  переходит  за  пределы  Русской  земли . Нет  в 

" Войне  и  мире "  ни  Лейпцигской  битвы  народов , ни  взятия  Парижа . Это  подчёркивается  смертью  у  самых  границ  Кутузова . Дальше  этот  народный  герой  " не  нужен " . Толстой  в  фактической  стороне  событий  усматривает  ту  же  народную  концепцию  оборонительной  войны ...  Вторгающийся  враг , захватчик  не  может  быть  добр  и  скромен . Поэтому древнерусскому  историку  не  надо  иметь  точных  сведений  о  Батые , Биргере , Торкале  Кнутсоне , Магнусе , Мамае , Тохтамыше , Тамерлане , Эдигее , Стефане  Батории  или  о  любом  другом  ворвавшемся  в  Русскую  землю  неприятеле : он , естественно , в  силу  одного  только  этого  своего  деяния , будет  горд , самоуверен , надменен , будет 

поизносить  громкие  и  пустые  фразы . Образ 

вторгшегося  врага  определяется  только  его 

деянием - его  вторжением . Напротив , защитник  отечества  всегда  будет  скромен , будет  молиться  перед  выступлением  в  поход , ибо  ждёт  помощи  свыше  и  уверен  в  своей  правоте . Правда , этическая  правда  на  его  стороне , и  этим  определён  его  образ " . ***

        По  Толстому , бесполезно  противиться  естественному  ходу  событий , бесполезно  пытаться  исполнять  роль 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»