←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
ПЛАН
1. Вступление
2. Содержание:
а) Л.Ю.Брик; ("...Кроме любви твоей, мне нету моря..."
б) Т.А.Яковлева; ("Ты одна мне ростом вровень")
в) В.В.Полонская;
г) Смерть поэта ("...любовная лодка разбилась о быт...")
3. Заключение
.
- 2 -
ВСТУПЛЕНИЕ
"Любовь это жизнь, это главное
От нее разворачиваются и стихи,
и дела, и все прочее. Любовь
это сердце всего. Если оно
прекратит работу, все остальное
отмирает, делается мнимым,
ненужным. Но если сердце
работает, оно не может не
проявляться в этом во всем."
(Из пиьма Маяковского
к Л.Брик
5 февраля, 1923 г.)
Маяковский и любовная лирика. Раньше я считала, что эти два
понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно
обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это
вполне закономерно и определяется желанием представить автора как
главного поэта революции. К счастью, за последние годы стало
появляться все больше и больше материалов, заставляющих по новому
взглянуть на жизнь и творчество Маяковского. Причем, чем больше я
узнаю о Маяковском как о человеке, тем интереснее он мне становится
как поэт.
Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.
О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы,
как "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Человек", "Люблю",
- 3 -
"Про это". Мне кажется, что именно любовная лирика может играть
важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу
возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам
и высказываниям такого рода:"...поэт не тот, кто ходит кучерявым
барашком и блеет на лирические любовные темы" (М.В.В. Соч. в 2-х т.
- М.,1988 - Т.II - с.725); "меланхолическая нудь" ("О поэтах"), или:
"Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст,
и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств..." ("Приказ N 2 Армии
Искусств"). Думается, что в этих и подобных строках речь идет не об
отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших
форм в искусстве и неискренних, поверхностных отношений, обыденности
и пошлости. Такое отрицание любви направлено, как мне кажется, на
утверждение любви истинной; вся поэзия Маяковского устремлена к
искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными
являются размышления:
"Эта тема придет, прикажет: - "Истина" -
Эта тема придет, велит: -"Красота"...
(из поэмы "Про это")
"Даже если,
от крови качающихся, как Бахус,
пьяный бой идет-
слова любви и тогда не встхи"
("Флейта-позвоночник")
И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского любовная
лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо найти связь между
поэтическим и личным. Разобраться, какие обстоятельства, переживания
- 4 -
подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения. Разрешение
этой задачи я наначала, конечно, с изучения личной жизни
В.В.Маяковского.
.
- 5 -
2 (а)
В жизни Маяковского было немало женщин, были и серьезные любовные
увлечения, и быстротечные романы, и просто флирт. Но лишь три таких
связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след в
его поэзии. Речь, конечно же, идет о Лиле Брик - героине почти всей
лирики поэта; Татьяне Яковлевой, которой посвящены два превосходных
стихотворения, и Марии Денисовой, ставшей одним из прототипов Марии
"Облака в штанах".
Итак, Лили Юрьевна Брик. Ее отношения с Маяковским начались с
посвящения ей поэмы, на которую его вдохновила другая, а закончились
тем, что он назвал ее имя в посмертной записке.
Отношения Владимиа Маяковского и Лили Брик были очень непростыми,
многие этапы их развития нашли отражение в произведениях поэта; в
целом же, показательным для этих отношений может быть стихотворение
"Лиличка!" Оно написано в 1916 году, но свет впервые увидело с
заглавием-посвящением "Лиличке" только в 1934 году.
Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:
"...Кроме моря любви твоей,
мне
нету моря,
а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.
Захочет покоя уставший слон-
царственный ляжет в опожаренном песке.
Кроме любви твоей,
мне
- 6 -
нету солнца,
а я и не знаю, где ты и с кем."
Интересно знакомство Маяковского и Лили Брик. Ведь раньше он
узнал родную сестру Лили - Эльзу, которая впоследствии переехала во
Францию и стала знаменитой писательницей Эльзой Триоле, женой
писателя-коммуниста Луи Артона. Это она ввела Маяковского в семью
Бриков. (Забегая вперед, хочу заметить, что именно в доме Эльзы
Триоле произошло знакомство Маяковского с Татьяной Яковлевой). Итак,
знакомство с Лилей Брик состоялось в 1915 году, летом, на даче в
подмосковной Малаховке. Поразительно, что Маяковский, увидев Лилю,
мгновенно переключился с тогда еще незамужней Эльзы на ее уже
замужнюю сестру. И все это творилось в присутствии законного супруга.
Трудно отказаться от мысли, что и сам Брик способствовал сближению
Лили и Маяковского - ведь на почве ревности у супругов не возникло ни
единой ссоры. Да и вообще они практически не ссорились.
Маяковский оказался поначалу находкой для обоих."Интеллектуальный"
брак Бриков приобрел некую завершенность. Появился как бы "человек-
ребенок", который мог расти и развиваться
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8
|
|