Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

ЛирикаМаяковского

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

                    ПЛАН

 

1. Вступление

2. Содержание:

а) Л.Ю.Брик; ("...Кроме любви твоей, мне нету моря..."

б) Т.А.Яковлева; ("Ты одна мне ростом вровень")

в) В.В.Полонская;

г) Смерть поэта ("...любовная лодка разбилась о быт...")

3. Заключение

.

                                - 2 -

                      ВСТУПЛЕНИЕ

                                     "Любовь это жизнь, это главное

                                      От нее разворачиваются и стихи,

                                      и дела, и все прочее. Любовь

                                      это сердце всего.  Если оно

                                      прекратит работу, все остальное

                                      отмирает, делается мнимым,

                                      ненужным.  Но если сердце

                                      работает, оно не может не

                                      проявляться в этом во всем."

                                      (Из пиьма Маяковского

                                       к Л.Брик

                                       5 февраля, 1923 г.)

     Маяковский  и  любовная  лирика.  Раньше  я  считала, что эти два

понятия  несовместимы;  ведь  при  изучении  поэзии Маяковского обычно

обращают  внимание   на  ее   гражданские  и  философские аспекты. Это

вполне  закономерно  и  определяется  желанием  представить автора как

главного  поэта  революции.  К   счастью,  за  последние  годы   стало

появляться  все  больше  и  больше  материалов, заставляющих по новому

взглянуть  на  жизнь  и  творчество  Маяковского. Причем, чем больше я

узнаю о Маяковском  как о человеке,  тем интереснее он  мне становится

как поэт.

     Настоящим откровением для меня стала любовная лирика Маяковского.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие  поэмы,

как  "Облако  в  штанах",  "Флейта-позвоночник",  "Человек",  "Люблю",


                                - 3 -

"Про  это".  Мне  кажется,  что  именно  любовная  лирика может играть

важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако  сразу

возникает вопрос, как отнестись  к многочисленным стихотворным строкам

и  высказываниям  такого  рода:"...поэт  не  тот,  кто ходит кучерявым

барашком и блеет  на лирические любовные  темы" (М.В.В. Соч.  в 2-х т.

- М.,1988 - Т.II -  с.725); "меланхолическая нудь" ("О поэтах"),  или:

"Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый  куст,

и на прочие мерехлюндии из  арсеналов искусств..." ("Приказ N 2  Армии

Искусств"). Думается, что  в этих и  подобных строках речь  идет не об

отрицании любви и любовной лирики, - это выступление против устаревших

форм в искусстве  и неискренних, поверхностных отношений,  обыденности

и  пошлости.  Такое  отрицание  любви  направлено, как мне кажется, на

утверждение  любви  истинной;  вся  поэзия  Маяковского  устремлена  к

искренним отношениям. Именно поэтому, для нее совершенно естественными

являются размышления:

      "Эта тема придет, прикажет: - "Истина" -

       Эта тема придет, велит: -"Красота"...

                                           (из поэмы "Про это")

      "Даже если,

       от крови качающихся, как Бахус,

       пьяный бой идет-

       слова любви и тогда не встхи"

                                       ("Флейта-позвоночник")

     И, все-таки, возникает вопрос: чем была для Маяковского  любовная

лирика? "Меланхолической нудью", или зеркалом душевных переживаний?

     Чтобы  ответить  на  этот  вопрос,  необходимо  найти связь между

поэтическим и личным.  Разобраться, какие обстоятельства,  переживания


                                - 4 -

подтолкнули поэта к написанию того или иного произведения.  Разрешение

этой   задачи   я   наначала,   конечно,   с   изучения  личной  жизни

В.В.Маяковского.

.

                                - 5 -

                                2 (а)

В  жизни  Маяковского  было  немало  женщин, были и серьезные любовные

увлечения, и быстротечные  романы, и просто  флирт. Но лишь  три таких

связи оказались достаточно долгими и глубокими, чтобы оставить след  в

его поэзии. Речь, конечно  же, идет о Лиле  Брик - героине почти  всей

лирики поэта;  Татьяне Яковлевой,  которой посвящены  два превосходных

стихотворения, и  Марии Денисовой,  ставшей одним  из прототипов Марии

"Облака в штанах".

     Итак, Лили Юрьевна  Брик.  Ее  отношения с Маяковским  начались с

посвящения ей поэмы, на  которую его вдохновила другая,  а закончились

тем, что он назвал ее имя в посмертной записке.

     Отношения Владимиа Маяковского и Лили Брик были очень непростыми,

многие этапы   их развития  нашли отражение  в произведениях  поэта; в

целом же,  показательным для  этих отношений  может быть стихотворение

"Лиличка!"  Оно  написано  в  1916  году,  но  свет  впервые увидело с

заглавием-посвящением "Лиличке" только в 1934 году.

     Сколько любви и нежности к этой женщине таят в себе строки:

     "...Кроме моря любви твоей,

      мне

      нету моря,

      а у этой любви твоей и плачем не вымолишь отдых.

      Захочет покоя уставший слон-

      царственный ляжет в опожаренном песке.

      Кроме любви твоей,

      мне


                                - 6 -

      нету солнца,

      а я и не знаю, где ты и с кем."

     Интересно  знакомство  Маяковского  и  Лили  Брик. Ведь раньше он

узнал родную сестру  Лили - Эльзу,  которая впоследствии переехала  во

Францию  и  стала  знаменитой   писательницей  Эльзой  Триоле,   женой

писателя-коммуниста  Луи  Артона.  Это  она  ввела Маяковского в семью

Бриков.  (Забегая  вперед,  хочу  заметить,  что  именно  в доме Эльзы

Триоле произошло знакомство Маяковского с Татьяной Яковлевой).   Итак,

знакомство  с  Лилей  Брик  состоялось  в  1915 году, летом, на даче в

подмосковной Малаховке.   Поразительно, что  Маяковский, увидев  Лилю,

мгновенно  переключился  с  тогда  еще  незамужней  Эльзы  на  ее  уже

замужнюю сестру. И все это творилось в присутствии законного  супруга.

Трудно отказаться  от мысли,  что и  сам Брик  способствовал сближению

Лили и Маяковского - ведь на почве ревности у супругов не возникло  ни

единой ссоры. Да и вообще они практически не ссорились.

     Маяковский оказался поначалу находкой для обоих."Интеллектуальный"

брак Бриков  приобрел некую  завершенность. Появился  как бы "человек-

ребенок", который мог расти и развиваться

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»