←предыдущая следующая→
1 2 3 4
Литература в XVIII веке
Основным
направлением в литературе XVIII в. стал классицизм (от лат. classicus — образцовый). Этот стиль
развился в результате творческого освоения форм, композиций и образцов
искусства античного мира и эпохи Возрождения. Художник, по мысли
основоположников классицизма, постигает действительность, чтобы затем
отобразить в своем творчестве не конкретного человека с его страстями, а тип
Русский
классицизм придавал особое значение «высоким» жанрам: эпической поэме,
трагедии, торжественной оде. Создателем жанра оды в русской литературе стал
С 70-х
годов XVIII в. в литературе возникает новое направление — сентиментализм. С
ним появляются новые жанры: путешествие и чувствительная повесть. Особая
Давая
характеристику писателю или поэту, нельзя ограничиться лишь меха
Антиож Камтемир (1708—1744)
Русский
писатель Антиох Кантемир был
В. К. Тредиаковский (1703—1768)
Поэт и
филолог Василий Кириллович Тредиаковский родился в Астрахани, в семье
священника. Образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1726 г.
бежал за границу, в Голландию, позднее перебрался во Францию. В Сорбонне изучал
богословие, математику и философию. В 1730 г. он вернулся в Россию, став одним
из самых образованных людей своего времени и первым русским академиком. В том
же году за счет своего покровителя, князя А. Б. Куракина, издал первое
печатное произведение— «Езда в остров любви», перевод старинной книги
французского автора. Были там и стихи самого Тредиаковского. Издание сразу
сделало его знаменитым, модным поэтом. В 1733 г. В. К. Тредиаковскому поручено
было в Академии наук «вычищать язык русской пишучи как стихами, так и не
стихами; давать лекции, ежели от него потребовано будет; окончить грамматику,
которую он начал, и трудиться совокупно с прочими... переводить с французского
на русский язык все, что ему дается». По-разному относились к нему современники:
одних он удивлял своей образованностью, знанием латинского, французского,
итальянского языков, красноречием, других поражал лакейством придворного
поэта, способного на грубую лесть и самоунижение. При поднесении императрице
Анне Иоанновне своих од Тредиаковский должен был ползти на коленях от самых
дверей залы до трона... Поведение Тредиаковского, в
самом деле, не всегда отличалось благородством, но и власть в эту пору не
стеснялась собственной грубости и жестокости. Искренне преданный русской
словесности В. К. Тредиаковский был автором десятков томов переводов и
блестящим знатоком теории европейской поэзии. В 40-х годах XVIII в
А. П. Сумароков (1718—1777)
Среди предков Александра Петровича Сумарокова, поэта и театрального деятеля, известен Иван Богданович, который спас на охоте царя Алексея Михайловича от медведя, за что получил прозвище Орел. Его родной племянник — отец поэта Петр Панкратьевич дослужился до чина действительного статского советника и был по меркам того времени человеком широко образованным. В 13 лет А. П. Сумароков был отдан в «рыцарскую академию» — Сухопутный шляхетский корпус. Здесь оказалось так много любителей русской словесности, что было даже организовано «общество»: в свободное время кадеты читали друг другу свои произведения. Открылся талант и у Сумарокова, он увлекся французскими песенками, по их образцу стал сочинять русские. Песни его дошли до императорского двора, их исполняли в аристократических салонах. Одно из наиболее зрелых произведений этой поры — поэтическое послание А. П. Сумарокова к своему товарищу М. М. Хераскову. В кадетском корпусе впервые разыгрывали трагедию А. П. Сумарокова «Хорев». Герои ее — киевский князь Кий, его брат и наследник престола Хорев, Оснельда, дочь бывшего киевского князя Завлоха, боярин Сталверх. Все они — люди благородные, исполненные чувства долга. Отрицательные персонажи — весь «подлый народ». Хорев и Оснельда любят друг друга, но их брак невозможен из-за вражды Кия и Завлоха. В конце трагедии влюбленные гибнут. Обращение к отечественной истории было, конечно, достаточно формальным: первые русские трагедии подражали французским образцам. Елизавета Петровна узнала о постановке — и спектакль был повторен уже при императорском дворе.
А. П. Сумароков писал не только трагедии («Пустынник» (1757); «Ярополк и Димиза» (1758) и др.), но и комедии. Одна из лучших — «Опекун», поставленная в 1768 г. Прототипом главного действующего лица, ростовщика Чужехватова, стал зять автора. Поэт так описал его в прошении, поданном императрице: «Человек праздный, прибытко- жадный, непросвещенный и кроме часовника ничего не читавший... Науки он называет календарем, стихотворство лихою болестью, воспитательный дом непристойным именем». У Сумарокова был тяжелый, крайне неуживчивый характер, необузданный нрав. Он мог, например, яростно обругать человека, помешавшего ему писать, а однажды в бешенстве погнался за слугой с обнаженной шпагой и не заметил, как оказался... в пруду.
←предыдущая следующая→
1 2 3 4
|
|