Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Любовнаялирика Анны Ахматовой

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

ПЕРВЫЕ ШАГИ

На рубеже прошлого и нынешнего столетий,хотя и не буквально хронологи-

чески,накануне революции,в эпоху,потрясенную двумя мировыми войнами,в Рос-

сии возникла и сложилась,может быть,самая значительная во всей мировой ли-

тературе нового времени "женская"поэзия- поэзия Анны Ахматовой. Ближайшей

аналогией,которая возникла уже у первых ее критиков,оказалась древнегре-

ческая певица любви Сапфо:русской Сапфо часто называли молодую Ахматову.

Анна Андреевна Горенко родилась 11(23)июня 1889года под Одессой.Годова-

лым ребенком она была перевезена в Царское Село,где прожила до шестнадцати

лет.Первые воспоминания Ахматовой были царскосельскими: "...зеленое, сырое

великолепие парков,выгон, куда меня водила няня , ипподром, где скакали

маленькие пестрые лошадки,старый вокзал..." Училась Анна в Царскосельской

женской гимназии.Пишет об этом так:"Училась я сначала плохо,потом гораздо

лучше,но всегда неохотно". В 1907году Ахматова оканчивает Фундуклеевскую

гимназию в Киеве,потом поступает на юридический факультет Высших женских

курсов. Начало же 10ых годов было отмечено в судьбе Ахматовой важными со-

бытиями:она вышла замуж за Николая Гумилева,обрела дружбу с художником

Амадео Модильяни,а весной 1912года вышел ее первый сборник стихов "Вечер",

принесший Ахматовой мгновенную славу. Сразу же она была дружно поставлена

критиками в ряд самых больших русских поэтов. Ее книги стали литературным

событием.Чуковский писал,что Ахматову встретили "необыкновенные,неожиданно

шумные триумфы". Ее стихи были не только услышаны,- их затверживали,цити-

ровали в разговорах , переписывали в альбомы , ими даже объяснялись влюб-

ленные. "Вся Россия,-отмечал Чуковский,-запомнила ту перчатку,о которой

говорит у Ахматовой отвергнутая женщина,уходя от того,кто оттолкнул ее".

" Так беспомощно грудь холодела, Но шаги мои были

легки. Я на правую руку надела Перчатку с левой

руки."

Песня последней встречи.

РОМАННОСТЬ В ЛИРИКЕ

АХМАТОВОЙ

Лирика Ахматовой периода ее первых книг ("Вечер","Четки","Белая стая")-

почти исключительно лирика любви. Ее новаторство как художника проявилось

первоначально именно в этой традиционно вечной,многократно и, казалось бы

до конца разыгранной теме.

Новизна любовной лирики Ахматовой бросилась в глаза современникам чуть

ли не с первых ее стихов,опубликованных еще в "Аполлоне",но,к сожале-

нию,тяжелое знамя акмеизма,под которое встала молодая поэтесса, долгое

время как бы драпировало в глазах многих ее истинный,оригинальный облик и

заставляло постоянно соотносить ее стихи то с акмеизмом,то с символиз-

мом,то с теми или иными почему-либо выходившими на первый план лингвисти-

ческими или литературоведческими теориями.

Выступавший на вечере Ахматовой( в Москве в 1924 году), Леонид Гроссман

остроумно и справедливо говорил: "Сделалось почему - то модным проверять

новые теории языковедения и новейшие направления стихологии на "Четках" и

"Белой стае". Вопросы всевозможных сложных и трудных дисциплин начали раз-

решаться специалистами на хрупком и тонком материале этих замечательных

образцов любовной элегии.К поэтессе можно было применить горестный стих

Блока: ее лирика стала "достоянием доцента".Это, конечно, почетно и для

всякого поэта совершенно неизбежно, но это менее всего захватывает то не-

повторяемое выражение поэтического лица, которое дорого бесчисленным чита-

тельским поколениям".

И действительно , две вышедшие в 20-х годах книги об Ахматовой,одна из

которых принадлежала В.Виноградову,а другая Б.Эйхенбауму,почти не раскры-

вали читателю ахматовскую поэзию как явление искусства,то есть воплотивше-

гося в слове человеческого содержания.Книга Эйхенбаума,по сравнению с ра-

ботой Виноградова,конечно,давала несравненно больше возможностей составить

себе представление об Ахматовой - художнике и человеке.

Важнейшей и,может быть,наиболее интересной мыслью Эйхенбаума было его

соображение о "романности" ахматовской лирики,о том,что каждая книга ее

стихов представляет собой как бы лирический роман,имеющий к тому же в сво-

ем генеалогическом древе русскую реалистическую прозу. Доказывая эту

мысль,он писал в одной из своих рецензий: "Поэзия Ахматовой - сложный ли-

рический роман. Мы можем проследить разработку образующих его повествова-

тельных линий,можем говорить об его композиции,вплоть до соотношения от-

дельных персонажей. При переходе от одного сборника к другому мы испытыва-

ли характерное чувство интереса к сюжету - к тому,как разовьется этот ро-

ман".

О "романности" лирики Ахматовой интересно писал и Василий Гиппи-

ус(1918). Он видел разгадку успеха и влияния Ахматовой(а в поэзии уже поя-

вились ее подголоски) и вместе с тем объективное значение ее любовной ли-

рики в том,что эта лирика пришла на смену умершей или задремавшей в то

время форме романа. И действительно, рядовой читатель может недооценить

звукового и ритмического богатства таких,например,строк:"и столетие мы ле-

леем еле слышный шорох шагов",- но он не может не плениться своеобразием

этих повестей - миниатюр, где в немногих строках рассказана драма. Такие

миниатюры - рассказ о сероглазой девочке и убитом короле и рассказ о про-

щании у ворот(стихотворение "Сжала руки под темной вуалью..."),напечатан-

ный в первый же год литературной известности Ахматовой.

Потребность в романе - потребность,очевидно,насущная. Роман стал необ-

ходимым элементом жизни,как лучший сок,извлекаемый,говоря словами Лермон-

това,из каждой ее радости. В нем увековечивались сердца с неприходящими

особенностями,и круговорот идей, и неуловимый фон милого быта. Ясно,что

роман помогает жить. Но роман в прежних формах, роман, как плавная и мно-

говодная река, стал встречаться все реже,стал сменяться сначала стреми-

тельными ручейками("новелла"),а там и мгновенными "гейзерами". Примеры

можно найти, пожалуй,у всех поэтов: так, особенно близок ахматовской сов-

ременности лермонтовский "роман" - "Ребенку",с его загадками,намеками и

недомолвками. В этом роде искусства,в лирическом романе - миниатюре, в по-

эзии "гейзеров" Анна Ахматова достигла большого мастерства. Вот один из

таких романов:

" Как велит простая учтивость, Подошел ко мне, улыбнул-

ся. Полулаского, полулениво Поцелуем руки коснулся. И

загадочных древних ликов На меня посмотрели очи. Де-

сять лет замираний и криков. Все мои бессонные ночи Я

вложила в тихое слово И сказала его напрасно. Отошел

ты. И стало снова На душе и пусто и ясно".

Смятение.

Роман кончен. Трагедия десяти лет рассказана в одном кратком событии, од-

ном жесте,взгляде,слове.

Нередко миниатюры Ахматовой были, в соответствии с ее излюбленной мане-

рой, принципиально не завершены и подходили не столько на маленький роман

в его, так сказать, традиционной форме, сколько на случайно вырванную

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»