←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
Министерство образования Российской Федерации
Льговская средняя школа №1
РЕФЕРАТ
Тема: “О месте Михаила Зощенко в русской литературе”
Выполнила: ученица 11 "В" класса
Касмынина Т.В.
Приняла: преподаватель
Шикова Т.Д.
Льгов 1998 г.
ПЛАН
1. Предшественники и последователи от Даниила Заточника до Михаила Жванецкого.
2. Драматургия М. Зощенко. Особенности драматического конфликта.
3. М. Зощенко и театр абсурда.
4. "Зверь" и "неживой человек" в мире раннего Зощенко.
5. Наставничество Горького и "метаморфоза" Зощенко.
Тема, обозначенная в
заголовке, заслуживает обстоятельного монографического исследования. Вопрос о
месте Зощенко в русской литературной истории был и предметом творческой
рефлексии писателя, и предметом научного осмысления, начиная с двадцатых годов
Сегодня нельзя не
ощущать явную недостаточность характеристики Зощенко как «сатирика» и
«обличителя», независимо от того, что полагается предметом «обличения» —
«пережитки прошлого» и «мещанство» (согласно официальной советской литературоведческой
конъюнктуре) или же «явление советского Хама», «идиотизм социализма» и все то
же «мещанство» (согласно западной славистической и нашей нынешней научно-критической
конъюнктуре). Мы все чаще сходимся в том, что Зощенко не только обличитель и больше,
чем сатирик. За этим стоит и закономерность более широкого плана: роль
Предпосылки таких возможностей демонстрирует уже древнерусская словесность, в частности одно из ее самых «загадочных» (Д.С Лихачев) произведений — «Моление» Даниила Заточника (датируемое обычно XII или XIII вв.). Здесь смех и серьезность образуют сложный сплав: гипертрофированность авторских похвал князю вызывает подозрение в их ироничности, глубинная комическая динамика создается резкими переходами автора-героя от самоумаления к самовосхвалению и наоборот («Ибо я, княже господине, как трава чахлая...» — «Я, господине, хоть одеянием и скуден, зато разумом обилен...»). Любопытно сравнить этот контраст с эмоционально-логическими перепадами в монологе повествователя одного из первых произведений Зощенко — «Рассказах Назара Ильича господина Синебрюхова», который начинает с амбициозного заявления: «Я такой человек, что все могу...», но вскоре сбивается на горестные сентенции вроде: «...Очень я даже посторонний человек в жизни».
Сама неясность и
потенциальная многозначность образа Даниила Заточника, расплывчатость его
социального портрета, парадоксальное сочетание книжности и простонародности в
его речи — все это создает в произведении в высшей степени амбивалентную
атмосферу. В сочетании с установкой на афористичность это приводит к обилию
двусмысленно-комических квазиафоризмов, значимых не столько своей
абстрактно-логической стороной, сколько игровой динамикой. Здесь один из
истоков важной традиции русской литературы — традиции двусмысленно~афористичес
Для Зощенко мелка мерка
советского века: об этом по принципу «от противного» свидетельствует
Такого же исторически широкого и эстетически непредубежденного взгляда требует проблема «зощенковского героя». К сожалению, здесь до сих пор господствует своего рода интерпретаторский буквализм и прикрытый поверхностной иронией «наивный реализм» восприятия. Видеть в «зощенковском герое» всего-навсего «советского Хама» — значит не осознавать художественной ценности этой прежде всего словесно-эстетической структуры. Еще менее плодотворны попытки определить степень сходства автора и героя, спекулятивно беллетризованные экзерсисы о том, что «маска» Зощенко приросла к его лицу и т.п. Подобных рассуждений немало было даже в юбилейной августовской прессе 1994 года. Весьма показательно, что иные писатели и критики, обнаруживая в Зощенко «опасное сходство» с его героем и пытаясь (конечно, неосознанно) самоутвердиться за счет прославленного писателя, не видят в самих себе ни малейших признаков «зощенковского героя», имеющего на самом деле общечеловеческий масштаб и вбирающего в себя психологические черты людей самых разных, в том числе и профессиональных литераторов и филологов. Тем, кто считает, что он сам лично не способен «затаить некоторое
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|