Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

МихаилБулгаков "Собачье сердце". Живучесть"шариковщины" как социального и моральногоявления

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

Посылаю вот в коллекцию. Hигде не сдавался.

                       РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

ТЕМА: Михаил Булгаков "Собачье сердце".  Живучесть "шариков­щины" как социального и морального явления.

    Автор: Николай Салатов  2:5020/255.7 AKA /112.7

    эпиграф

     "Я об одном сожалею, что при этой сцене не


присутствовало советское правительство...­чтобы я показал ему, с каким материалом оно собирается  построить  бесклассовое социа­листическое общество."

                          (пьеса "Адам и Ева")


    Булгаков-писатель, как говорят,  от бога,  златоуст.  Удиви­тельный талант его поражал не только собратьев по перу - Алексея Толстого,  Максима Горького,  Максимилиана Волошина, Бориса Пас­тернака,  Александра Фадеева, Леонида Леонова, Александра Солже­ницина,  - но и многих выдающихся деятелей русской культуры, та­ких,как Константин Станиславский,  Василий Качалов,  Рубен Симо­нов,  Борис Астафьев, Дмитрий Шостакович, Николай Черкасов, Свя­тослав Рихтер...  Вячеслав Шишков проницательно назвал Булгакова русским остромыслом и острословом.

     Творчество Булгакова  - вершинное явление русской художест­венной культуры двадцатого века. Трагична судьба Мастера, лишен­ного возможности быть напечатанным,  услышанным.  С 1927 года по 1940,  до дня своей смерти,  Булгаков не увидел ни  одной  своей строчки в печати.  Булгаков был своего рода пророком.  С горьким чувством он пишет,  что после окончания  войны  (1-ой  мировой): "...западные страны зализывают свои раны,  они поправятся, очень скоро поправятся (и будут процветать!),  а мы... мы будем драть­ся, мы будем платить за безумие дней Октябрьских, ... за все!"

Творчество Булгакова многообразно.  Но особое место  в  нем

занимает тема, которую можно было бы назвать "трагедией русского народа".  Эта тема была как бы незаживающей раной писателя. "Ди­кий мы, темный, несчастный народ", - записал он с горечью в сво­ем дневнике 26 октября 1923 года.  Но "несчастье"  не  пришло  к русскому народу как-то само собой, оно было, по мнению писателя, сотворено.  Вот эти мысли и стремился автор развить в своих про­изведениях.  Наиболее  ярко  они  запечатлены в статье "Грядущие перспективы", в повести "Собачье сердце" и в других произведени­ях.

    В своем знаменитом письме "Правительству СССР", написанном в один  из самых драматических,  страшных моментов его жизни,  его самосознания, в конце марта 1930 года, Булгаков считает одной из главных  черт своих сатирических повестей "глубокий скептицизм в отношении революционного процесса...".  Булгаков, вероятно, наи­более четко,  чем кто-либо из его современников, со всей опреде­ленностью поставил вопрос о свободе слова,  о свободе  печати  ­как  непременном  условии свободы творчества.  Булгаков,  рыцарь Чести,  сделал свой выбор - готовность к любым трудностям, кроме жертвы свободой художественной мысли.

    Верность правде, чувство чести и стойческое выполнение свое­го  писательского  долга  - все это Мастер пронес через всю свою жизнь.

     Как художник слова, Булгаков прежде всего сатирик, хотя его палитра всегда многоцветна, глубока, неповторима и многопланова. Он  смелый сатирик.  Его главный принцип - "сатира не терпит ог-

лядки".

    Булгаков считал своим учителем Салтыкова-Щедрина,  его люби­мейшим писателем был Гоголь, недаром своему сокровенному герою ­Мастеру - он придает портретное сходство с Гоголем.

    Сочинять Булгаков начал очень рано в отроческие  годы.  Нас­мешливость,  художественный артистизм,  тяга к театральности,  а впоследствии и пристальный анализ формировали  его  неповторимый стиль.

    Ранняя проза Булгакова заложила булгаковскую тайну  -  тайну фантастического,  фантасмогорического, тайну двоения и самоотри­цания, тайну дьявольщины. Это не только дань литературной тради­ции (в том числе немецких романтиков,  особенно Гофмана):  соци­альная и литературная жизнь была столь нелепа,  алогична, безоб­разна, что вполне могла казаться сверхъестественной.

    Все лучшее, написанное Булгаковым в 20 годах, - непримиримое отрицание поверженной и исковерканной действительности, той, что вошла в его произведения, по которой пронесся бесовский шабаш.

Уже в двадцатые годы Булгаков сознавал, что существует креп-

чайшая тайная связь автора с каждой созданной им страницей. Соз­дав мысль - образ или целый художественный мир, автор как бы со­общает им прочность несокрушимой реальности - "рукописи  не  го­рят".

    Однако при очевидной склонности автора к фантастике, его са­тира беспощадно реалистична, конкретна, исторически и психологи­чески достоверна; время, города и люди слиты здесь в картину жи­вописную  и  убедительную,  недаром  есть  понятия "Булгаковская Москва", "Булгаковский Киев".

    На высшую  ступень сатирической фантастики писатель поднима­ется в социально-философских повестях "Роковые яйца" и  "Собачье сердце", в которых много общего.

    Если сатира констатирует, то сатирическая фантастика предуп­реждает общество о грядущих опасностях и катаклизмах.  Речь идет о трагическом несоответствии достижений науки - стремлении чело­века изменить мир - и его противоречивой, несовершенной сущности ,  неспособности предвидеть будущее,  здесь  он  воплощает  свою убежденность  в предпочтительности нормальной эволюции перед на­сильственным,  революционным методом вторжения в жизнь,  об  от­ветственности  ученого  и страшной,  разрушительной силе самодо­вольного агрессивного невежества.  Эти темы вечны и они не утра­тили своего значения и теперь.

    Мысль о том,  что голый прогресс,  лишенный  нравственности, несет  людям  гибель,  по  новому выражается писателем в повести "Собачье сердце".

     Повесть "Собачье сердце" ,по моему мнению,  отличается пре­дельно  ясной  авторской идеей.  Коротко ее можно сформулировать так:  свершившаяся в России революция явилась не результатом ес­тественного  социально-экономического  и  духовного развития об­щества,  а безответственным и преждевременным экспериментом; по­сему необходимо страну возвратить,  по возможности, в ее прежнее естественное состояние.

     Эта идея  реализуется писателем в аллегорической форме пос­редством превращения незатейливого, добродушного пса в ничтожное и  агрессивное  человекообразное  существо.  При этом в действие вплетается целый ряд лиц,  при столкновении  которых  выявляются многие проблемы общего или частного порядка, чрезвычайно интере­совавшие автора.  Но и они чаще всего прочитываются аллегоричес­ки. Аллегории нередко многозначны и могут иметь много трактовок.

Эту повесть,  написанную  в  1925 году автор так и не увидел

напечатанной,  она была изъята у автора вместе с его  дневниками сотрудниками ОГПУ во время обыска 7 мая 1926 года.

    "Собачье сердце" - последняя сатирическая повесть Булгакова. Она  избежала участи своих предшественников - не была высмеяна и растоптана лже-критиками от "советской литературы", т.к. вышла в свет лишь в 1987 году.

     В основе повести лежит великий эксперимент. Все, что проис­ходило вокруг и что именовалось строительством социализма, восп-

ринималось Булгаковым именно как эксперимент - огромный по масш­табам и более чем опасный.  К попыткам создания нового совершен­ного общества революционными,  т.е. не исключающими насилия, ме­тодами, к воспитанию теми же методами нового, свободного челове­ка он относился крайне скептично. Для него это было таким вмеша­тельством 

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»