Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

НаташаРостова - любимая героиня Толстого

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

НАТАША  РОСТОВА  - ЛЮБИМАЯ ГЕРОИНЯ ТОЛСТОГО.

 

                                                               "И лицо, с внимательными глазами,

                                                                 с трудом, с усилием, как отворяется

                                                                 заржавелая дверь,— улыбнулось,

                                                                  и из этой растворенной двери

                                                                 вдруг пахнуло и обдало Пьера

                                                                 тем давно забытым счастьем,

                                                                 о котором, в особенности теперь,

                                                                 он не думал. Пахнуло, охватило и

                                                                 поглотило его всего. Когда она

                                                                 улыбнулась, уже не могло быть          

                                                                 сомнений: это была Наташа,

                                                                 и он любил ее".

                                                                                              Л.Толстой

           Что такое Наташа Ростова? Когда критики, разбирая «Войну и мир», пытались дать ей характеристику, они каждый раз оказывались в положении Пьера Безухова, которого Марья Волконская просит рассказать о Наташе. «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос,—говорит Пьер.— Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать».

      Конечно же, Наташа Ростова, в полной мере Ростова; и вместе с тем довольно верно заметил однажды князь Анд­рей про Ростовых, что эти славные, добрые люди состав­ляют наилучший фон для того, чтобы на нем отделялась Наташа. От семейного фона она отделяется благодаря своему максимализму, тому чувству полной свободы, непринужденно вольному отношению ко всему, что непонятно добрым Ростовым.  Она чужда интеллектуальной жизни и общественных интересов, владеющих такими людьми, как Андрей и Пьер. Нельзя даже сказать, умна ли она, она «не удостаивает быть умной»,— как в той же беседе с княжной Марьей выражается Пьер. Но она удивительным образом всегда оказывает могущественное влияние на нравствен­ную и умственную жизнь князя Андрея и Пьера.

     Вопро­сов, которые мучат этих людей, тяжких вопросов о смысле жизни, нет для нее. Она не решает вопросов, и поэтому именно всем существованием своим, каждым по­ступком, реакцией, словом, она этот самый глубокий, зна­чительный, сложный вопрос разрешает — просто тем, что живет, и тем, как живет. Она словно олицетворенный от­вет на всяческие вопросы, живое их разрешение. Мы видели, как совершилась мгновенная и полная перемена мировосприятия в князе Андрее: одно только впечатление от знакомства с Наташей, даже неосознанное, сделало это.

                  "…Наталья, грациозный поэтический бесенок…"

 

      Наверное, нет на свете девочки, девушки, женщины, которая, прочитав «Войну и мир», не мечтала  бы стать хоть немного похожей на Наташу Ростову!  Вот она, тринадцатилетняя, захлебываясь от смеха,

стремительно вбегает в гостиную, нарушая чопорный разговор матери с гостьей, «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками, выскочившими из корсажа от быстрого бега, со своими сбившимися назад черными кудрями, тоненькими оголенными руками и маленькими ножками в кружевных панталончиках и открытых башмачках...».

     Так появляется Наташа на страницах романа — воплощение жизнелюбия, стремления к добру, счастью,  верности и любви.

С этой минуты мы начинаем любить ее, воспринимая  радости: и тревоги Наташи Ростовой как свои собственные

 Наташа — любимая героиня самого Льва Толстого. Вот первая запись о ней: «...Наталья, грациозный поэтический бесенок…». Она «верит в себя», «капризна», «все удается», «всех тормошит, и всеми любима», «честолюбива». Ее характер сразу ясен писателю: «влюбчи­вость, страстная потребность семьи», «понимает и до безумия чувствует» музыку.

Подробно описывая наружность Наташи при первом ее появлении. Толстой тем самым сразу выделяет ее среди других детей Ростовых. Про остальных просто сказано: «В дверях в ту же минуту показались студент с малиновым воротником < Борис >, гвардейский офи­цер < Николай >, пятнадцатилетняя девочка <Соня> и толстый румяный мальчик в детской курточке < Пе­тя > », Описанию же внешности Наташи посвящен целый абзац, приведенный выше. В этой небольшой сцене Толстой раскрывает нам  главные черты ее характера — непосредственность и чуткость. Она сразу чувствует притворство гостьи, за­говорившей с ней, как с маленькой, о кукле Мими. Ната­ша вообще ничего не отвечает гостье и лишь внимательно разгляды­вает ее. Не нравится Наташе и то, что Борис, который в детской принимал участие в играх наравне с остальными детьми в гостиной вдруг заговорил как взрослый.

      Наташе скучно здесь, всем существом ощущает она фальшь в поведении окружающих. А раз скучно, скорее отсюда прочь! Она «прыгнула и побежала из комна­ты так скоро, как только могли нести ее быстрые  ножки». Толстой подчеркивает, что любая выходка Наташи вызывает восхищение и у детей и у взрослых. Если каждое разумное слово Веры звучит некстати и слушая ее, люди испытывают чувство неловкости, то все, что делает Наташа, всегда кстати и никого не раздражаете. Кто, к примеру, кроме Наташи, осмелился бы во время ужина, невзирая на множество уважаемых гостей, через весь стол громко спросить у матери, какое сегодня будет пирожное? Наташа может себе это позволить, потому что ее непосредственное, озорное веселье, сообщаясь всем, доставляет радость; Даже Пьеру, только что пере­жившему смерть отца, «под взглядом этой смешной оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему» Очаровательная, обворожительная — эти слова хотя и являются сразу, когда надо сказать о Наташе, сами по себе они все-таки далеко не достаточны, чтобы выразить природу Наташиного очарования. Жеманные эти слова могут поверхностно представить Наташу; они не говорят ничего о глубокой серьезности тех основных проблем че­ловеческой жизни, к которым имеет самое близкое отно­шение Наташина прелесть. Ведь она не просто приятна, радует, развлекает или, может быть, освежает,— она об­новляет, освобождает, и человек сам не может этого объ­яснить, такого эффекта от общения с «переполненной жизни» девочкой. Впечатлением, которое она производит на других, Наташа, не подозревая о том, определяет их общественное поведение: такова ее роль в жизни князя Андрея и Пьера. Уже в сцене именинного ужина у Ростовых, Толстой намечает одну из основных сюжетных линий романа — отношений Наташи и Пьера.

                                      Взрослая жизнь Наташи.

     Будет взрослеть Наташа, и станут развиваться и углубляться те свойства ее характера, что намечены автором в «именинных» сценах.

Следующая наша встреча с Наташей произойдет в 1806 году, почти через полтора года, когда приедет в отпуск из армии Николай Ростов. Она много изменилась. Особенно отчетливо мы почувствуем это в ее отношениях с Денисовым. Влюбившись, он делает ей предложение повергая в негодование старую графиню: кто осмелился смотреть на ее маленькую Наташу как на взрослую? А ведь она и вправду повзрослела, хотя мать этого и не замечает.  Наташа сохраняет все свои прежние особенности:

влюбчивость, веселость, жизнелюбие.

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»