Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Литература, языковедение /

Некрасов

←предыдущая  следующая→
1 2 

  Поиск положительного героя в творчестве Некрасова

      Лирический герой    Некрасова    почти   всегда   человек надломленный, раздираемый  внутренними противоречиями,  мучимый своим несовершенством.   Этот глубокий духовный конфликт самого поэта, в котором он постоянно исповедовался читателю, заставлял его искать   среди предшественников и современников свой идеал, неустанно созидать высокий образ "рыцаря без страха и  упрека".

То, что  мы привыкли определять как "образ положительного

героя', и   в  малой  степени  не  передает  возвышенный  идеал некрасовской лирики,    воплощенный  то  в собирательном образе Гражданина, призывающего  Поэта: "на благо ближнего живи", то в образе пламенного певца, умевшего "любить - ненавидя '...

      Образ ГЕРОЯ в творчестве  Некрасова  постоянно  меняется: ведь меняется   время,   меняется Россия,  меняется и сам поэт. Особые черты обретает этот  ГЕРОЙ  в  пореформенную  эпоху,   в некрасовском творчестве 6О-х годов.

      Прошло совсем    немного    времени    после   проведения демократических реформ - и стало ясно:  общество  обмануто.   И Некрасов, так  поверивший было в исполнение заветных мечтаний о свободе, возвращается к прежним темам: по сути, освобождение не состоялось. Однако  теперь в поэзии Некрасова, в самом его тоне звучит нечто новое:  надлом,  разочарование.   И  не  только  в возможности все   разом  изменить:  переживший крушение главных своих надежд поэт сомневается в том, во имя кого жил и боролся, -   в самом НАРОДЕ:

     Некрасовский ГЕРОИ не абстрактен, это не воплощение вечных человеческих добродетелей -  он  меняется.   в  зависимости  от требований эпохи,    в  зависимости от сиюминутных задач своего дела: "жизни во имя народа". Каков же должен быть ГЕРОИ теперь, когда народ   увиделся  Некрасову  не  только страдающим,  но и забитым, лишенным воли к счастью, любящим собственное рабство?!

Некрасов первый  из русских литераторов так близко подошел

к пониманию всей противоречивой  глубины  народного  характера. Ведь 60-е   годы - время особой увлеченности народной темой:  в народе искали ответы на все вопросы,   в  нем  видели  исток  и надежду, полагая,     что  все  -  и  духовное,  и социальное ­сосредоточено в этом совершенно непознанном субъекте,  в  terra incognita - в демосе.

В   лирике   Некрасова   в   то   время   призывы   к  

освобождению  народа от   крепостной   зависимости   стоят   рядом   с   размышлениями   о   том,  что даст  народу  эта  свобода,  как  он  ее  примет,  как осознает.  Посмотрите: его персонажи   сейчас   -   подчеркнуто   безответные,   забитые   люди,   безропотно   принимающие   любые    унижения.   Таковы    и   строители    железной   дороги   ("Железная   дорога",   1864   г.),   которые,   подобно   древним   рабам Египта,  отдали  здоровье,   силы,  а   многие  и   жизнь  на   строительстве,  а потом   легко   позволили   себя   обмануть   управляющему;   и   ходоки   ("Размышления  у  парадного  подъезда",  1858  г,):  шли 

в   столицу  за   правдой  и легко  уходят,   непущенные  даже   на  порог   "роскошных  палат..."   Автор  не только  и  не  столько  жалеет  их,  сколько  пишется   понять,  в   чем  причина их долготерпения, где его предел и есть ли он:

        Где народ, там и стон... Эх, сердечный!


Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил, Иль, судеб повинуясь закону,

Все, что мог, ты уже совершил, ­Создал песню, подобную стону,


        И духовно навеки почил?.

                                 ("Размышления у парадного подъезда", 1858г'.)

     Одним из   главных   духовных   ориентиров  Некрасова  был


Лермонтов. Вспомните  горестную лермонтовскую  "благодарность": "За жар души,  растраченный в пустыне"; вспомните его Пророка ­осмеянного, побиваемого    каменьями   за   то,    что   посмел провозглашать "любви             и  правды  чистые  ученья '.  Та же мука

впустую растраченного  душевного  жара,   то   же   неизбывное

страдание пророка,  не услышанного своим народом,  не узнанного им, звучат в каждой строке некрасовской "Элегии" 1874 года.

             Художественное своеобразие поэмы "Кому  на

Руси жить хорошо?"

     Поэма "Кому  на  Руси  жить  хорошо?" занимает центральное место в   творчестве         Некрасова.    Она   стала   своеобразным

художественным итогом  более чем тридцатилетней работы автора.

Все мотивы лирики Некрасова развиты в поэме;  заново  осмыслены все волновавшие  его   проблемы;   использованы  высшие  его

художественные достижения.

     Некрасов не   только      создал      особый      жанр

социально-философской поэмы. Он подчинил его своей сверхзадаче: показать развивающуюся картину России в ее прошлом, настоящем и будущем. Начав  писать "по горячим следам", то есть сразу после реформы 1862   года,  поэму об освобождающемся,  возрождающемся народе, Некрасов  бесконечно расширил  первоначальный  замысел. Поиски "счастливцев"        на  Руси  увели  его  из современности к

истокам: поэт  стремится осознать не только  результаты  отмены крепостного права,             но  и  саму  философскую  природу понятий

СЧАСТЬЕ, СВОБОДА,  ЧЕСТЬ,  ПОКОЙ,  ибо вне этого  философского

осмысления невозможно  понять суть настоящего момента и увидеть будущее народа.

     Принципиальная новизна   жанра  объясняет  фрагментарность поэмы, построенной  из внутренне открытых  глав.   Объединенная образом-символом дороги,  поэма распадается на истории,  судьбы десятков людей.  Каждый эпизод сам по себе мог бы стать сюжетом песни или повести,  легенды или романа.  Все вместе, в единстве своем, они  составляют судьбу русского народа, его исторический путь от   рабства  к  свободе.  Именно поэтому лишь в последней главе появляется      образ   "народного    заступника"    Гриши

Добросклонова - того, кто поведет людей на волю.

     Лишь к  этому  моменту   сам   автор   полностью   увидел

композиционное и художественное решение своей поэмы и,  умирая, сожалел, что  не успевает воплотить его: "Единственное, о чем я жалею, -  говорил он, - о том, что не успеваю дописать "Кому на Руси..." Теперь я вижу,  что это такая  вещь,   которая  только целиком будет иметь свое значение."

     Авторская задача   определила     не     только.жанровое

новаторство, но    и  все  своеобразие  поэтики  произведения.

Некрасов многократно обращался в лирике к фольклорным мотивам и образам. Поэму        о  народной  жизни  он  целиком  строит  на

фольклорной основе.  Обратите внимание:  в "Кому на  Руси  жить хорошо?" в     той  или иной степени "задействованы" все основные

жанры фольклора: сказка, песня, былина, сказание.

     Каково же место и значение фольклора в поэме?  У фольклора свои особые идеи,  стиль,  приемы,  своя образная система, свои законы и   свои  художественные  средства.   Самое  же основное отличие фольклора от художественной литературы -  отсутствие  в нем авторства:    народ  слагает,   народ  рассказывает,  народ слушает. В фольклоре авторскую пози

Художественное своеобразие поэмы "Кому  на Руси жить хорошо?"

 

     Поэма "Кому  на  Руси  жить  хорошо?" занимает центральное место в   творчестве   Некрасова.    Она           стала  

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»