←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо.1
В первобытном обществе у человека практически отсутствует нужда в повышении образования, т. к. всю необходимую для обеспечения жизнедеятельности информацию человек получает в детском и юношеском возрасте, а дополнительные знания и умения, получаемые им в процессе своей жизни, он приобретает без стремления их приобретать, т. е. они приходят к нему сами собой. Появление отдельных личностей, у которых стало возникать стремление к знаниям просто ради самих знаний и любопытства и было, очевидно, одной из важнейших причин начала интенсивного развития человеческой цивилизации.
В современном индустриальном обществе у человека уже появляются нужды в повышении своего образования, т. к., как правило, люди, имеющие более высокий образовательный уровень, имеют более
1 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-9
высокие доходы и, соответственно, более высокий уровень жизни, к чему стремится любой большинство людей.
Нужда в образовании проявляется в осознанном или неосознанном желании обучения.
В настоящее время в России в связи с трудностями переходного периода нужда в образовании в среднем среди населения несколько снизилась, что связано с необязательным соответствием высокого образовательного и жизненного уровней, но со стабилизацией и подъемом экономики такое положение будет меняться на то, какое было раньше, в советское время, когда получить высшее образование стремился очень большой процент выпускников средних школ.
Следующая категория маркетинга - это потребность.
Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.1
В нашем случае потребность - это объективный и понимаемый человеком, т. е. субъектом, недостаток знаний , умений и навыков его в какой-либо области. Потребности в повышении образования различны у разных людей, у некоторых они отсутствуют, но в связи с развитием рыночных отношений и одним из основных требований рынка о постоянном совершенствовании человека, такие потребности неуклонно возрастают во всем мире, ибо совершенствование невозможно без повышения образовательного и культурного уровня.
Проявлением потребности в образовании является желание человека получить вполне конкретный уровень образования или получить какую-либо дополнительную квалификацию, в которой данный человек объективно или субъективно нуждается.
1 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-9
Потребности людей практически безграничны, а вот ресурсы для их удовлетворения ограниченны. Так что человек будет выбирать те товары (услуги), которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках его финансовых возможностей.
Запрос - это потребность, подкрепленная покупательной способностью.1
В случае с образовательными услугами можно выделить две группы издержек которые обычно несет потребитель образовательных услуг:
1) Финансовые издержки, обусловленные, во-первых, необходимостью оплаты получаемого образования, а во-вторых - связанные с необходимостью расходов на обеспечение своей жизни во время получения образования.
2) Временные издержки, связанные с продолжительным характером практически любого вида обучения.
Финансовые издержки в разных странах проявляют себя по-разному, но в целом можно утверждать, что затраты времени и расходы на жизнеобеспечение обучающегося есть везде, а вот плата за обучение взимается не всегда. В местах, в которых образование бесплатное, главным критерием при выборе между получением образования и началом трудовой деятельности является желание или нежелание человека тратить несколько лет на образование и, по большей части, сидеть у родителей на шее в это время.
Понятие запроса неразрывно связано с понятием товара, как средства, удовлетворяющего запрос.
1 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-10
Товар - все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.1
Товаром на рынке образовательных услуг являются знания и навыки, предлагаемыми различными частными учителями, репетиторами, курсами, училищами, колледжами, вузами и т. п.
Сделки между предъявителями спроса на образовательные услуги и лицами или организациями, их предлагающими, осуществляются посредством обмена.
Обмен - акт получения от кого-либо желаемого объекта с предложением чего-либо взамен.2
Как совершенно очевидно, в настоящее время единственной формой сделок на рынке образовательных услуг являются следующие: продавец такой услуги обучает чему-либо своего клиента и подкрепляет полученное образование каким-либо дипломом, свидетельством, аттестатом, а потребитель вносит плату за обучение, или за него это делает кто-либо еще, например, государство.
Сделки осуществляются на рынке, который Ф. Котлер раскрывает, следующим образом:
Рынок - совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.3
Для нашей темы рынок раскроется так: рынок образовательных услуг - совокупность людей, которые имеют или будут иметь в будущем потребность в получении какого-либо образования, и лиц
1 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-11
2 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-13
3 Ф. Котлер. Основы маркетинга. М., 1995. С.-16
и организаций, могущих обеспечить этим людям требуемый образовательный уровень.
Для совершения сделок на образовательном рынке необходимо выполнение нескольких условий: наличие человека, который желает получить образование и имеет для этого возможности, и лица (физического или юридического), которое может и хочет ему это образование предоставить. Если с предъявляемым спросом все более или менее понятно, он существует практически всегда, то место где его можно удовлетворить имеется далеко не всегда. Хотя бывает и наоборот. Когда есть, выражаясь рыночными терминами, «продавец» образовательных услуг, а «покупателей» на его услуги нет.
Возможно, такие перекосы могут быть просто следствием неинформированности покупателей и продавцов друг о друге, как и на любом другом рынке, что приводит к необходимости использования маркетинга, который и призван устранять такую неинформированность. Причем, если для товарных рынков характерно стремление производителей получать информацию о нуждах потребителей, то для образовательного рынка более характерна обратная черта: стремление клиентов получить как можно больше информации о продавцах образовательных услуг. Все эти стремления можно объединить общим термином - «маркетинговые коммуникации».
Что значит заниматься маркетинговыми коммуникациями
К системе коммуникаций в маркетинге относятся средства и процессы сбора и предоставления информации о рынке и предлагаемой продукции, ведении торговых переговоров и организации продаж.
Традиционно в комплекс таких коммуникаций входят:
· реклама;
· формирование благоприятного общественного мнения об учреждении и его продукции, что называется также «public relations» или, иногда, «паблисити»;
· личные контакты - устное представление товара или услуги в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью последующей продажи.
Классическая модель маркетинговой коммуникации предполагает необходимость:
· выявить качественные характеристики своей целевой аудитории и определить ее количественно;
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|